Когда-то я работала переводчиком в Испании. И возила детей из чернобыльских зон и детских домов в разные испанские провинции. Мне было тогда 18 лет, я была всего на два года старше моего сына. Поначалу было боязно. Первая поездка была в провинцию Наварра, в маленький городок Бурлада под Памплоной. Детей было 28. Дети жили в семьях.
Их принимали испанцы, как своих родных. Для меня тогда это было просто чудо, я не могла понять, как такое вообще возможно. Как люди могут принимать у себя чужого ребенка в течение месяца, и не один раз в год? Но эти люди именно такие. До сих пор испанцев я воспринимаю, как что-то уникальное и очень доброе. Это удивительная нация.
Помню, с какой добротой они покупали детям одежду, обувь, еду. Как им нравилось делать для них что-то хорошее. Каждый день я приходила в разные семьи, смотрела за укладом, как ведут себя русские дети в чужой семье. Это действительно было безумно интересно. Дети начинали говорить на испанском, менялись к лучшему.
Конечно, ситуации бывали всякие. И случаи тоже бывали всякие. Некоторые дети воровали вещи, складывали их под кровать, чтобы потом тайком увезти из страны. Кто-то устраивал истерики. Кто-то просто не хотел находиться там. А была вообще вопиющая история. В 1998 году я поехала с группой из 52-х детей на Майорку. И с нами поехала руководитель группы из Томска. При этом она взяла с собой своих детей, сына и дочь. Делать этого было категорически нельзя. И с ее сыном в чужой семье случилась истерика. Мне пришлось жить в доме у руководителя принимающей стороны несколько дней с этим мальчиком.
Представляете меня, 19-летнюю девчонку, которая должна успокаивать 9-летнего пацана, укладывать его спать и быть его мамой в этот момент? Это было действительно очень не комфортно.
Поездки в Испанию были невероятными помимо всего прочего. Гостеприимные испанцы водили нас в разные интересные места. Это была и коррида, и любимый ресторан испанской королевы, и праздник Сан Фермин, и концерты, и поездки к морю, и монастырь, где жили Шопен и Жорж Санд, и горы, и много-много всего. В течение шести лет я ездила в разные районы этой теплой страны.
Эти поездки дарили детям надежду на лучшую жизнь. Мне - знание языка, общение и понимание другой, совершенно не похожей на нашу, уникальной культуры. Я безумно счастлива, что эти годы были в моей жизни, что родители не препятствовали этому, а, наоборот, дали мне возможность осуществить свою мечту. Хотя тогда она мечтой и не казалась...
P.S. Фото принадлежат автору. 1997 год.