Указом президента от 30 декабря 2021 года № 745 наступивший год объявлен Годом культурного наследия народов России. Эта инициатива была высказана еще в 2019-м на заседании Совета по межнациональным отношениям и поддержана президентом РФ Владимиром Путиным.
Все народное творчество делится на две большие категории – материальное и нематериальное культурное наследие. К первой категории относятся предметы быта и культуры повседневности – народно-художественные промыслы (НХП) и декоративно-прикладное искусство (ДПИ). Ко второй – обряды, традиции, песни, танцы, кухня и пр.
Сегодня практически в каждой российской семье обязательно есть предметы народного творчества: посуда, украшения, одежда с элементами этностиля, кружевные или вышитые полотенца и другой текстиль. Массовый зритель и покупатель может познакомиться с декоративно-прикладным искусством и товарами НХП во время проведения выставок, фестивалей народного творчества, которые проходят в России почти 200 лет.
Если НХП воплощают творчество в предметы, то нематериальное культурное наследие руками потрогать нельзя.
Всемирный фонд ЮНЕСКО еще в 2008 г. включил технологии выдающихся народных промыслов, а также традиции и обычаи, в список нематериального культурного наследия человечества. И хотя в России создан специальный сайт «Реестр объектов нематериального культурного наследия народов РФ» в списке ЮНЕСКО российских объектов пока нет.
Главное – экологичное отношение к национальному наследию
Президент РОО «Интернациональный союз женщин», бессменный вдохновитель выставки-фестиваля «Руками женщины» Альфия Амирова рассказывает о своём опыте участия в европейских Рождественских ярмарках.
«В 2016 году мы представили наш проект «Руками женщины» на Рождественской выставке-ярмарке в итальянском городе Бари. Основу выставочной коллекции составили изделия наших татарских мастериц: куклы в национальных костюмах, текстиль, игрушки, украшения и пр. К нам ходили как в музей, потому что видели самый большой ассортимент высокохудожественной продукции. Посетители долго не могли понять, откуда мы. Когда мы сказали, что из России, нам задали вопрос: «А где ваши матрёшки, медведи, балалайка и водка?» На второй день к нашему участнику – мужчине подошел коллега из Италии с предложением: «Водка. Ты же русский, давай пей». Но самое большое впечатление на меня произвело то, как итальянки позиционируют себя в ремесле. Одна мастерица сидела расписывала маленькие морские гальки-камешки с таким видом, как будто это яйца Фаберже. Мы, к сожалению, не умеем себя правильно позиционировать, мы до сих пор стесняемся».
Директор фонда «Зур Арт» Марат Шакирзянов дополняет свою коллегу:
«В 2019 году итальянцы, никогда не бывавшие в России, знали три русских города: Москву, Санкт-Петербург и Киев. Я не говорю о политиках, я говорю о простых людях, ремесленниках, у которых простая, творческая жизнь».
Чтобы иностранцы, наконец, поняли, что культура нашей страны не ограничивается балалайкой и матрёшкой, по мнению Альфии Амировой, нужно активнее и с бОльшим количеством участников выезжать на международные выставки, форумы, фестивали, создавая мощные информационные поводы для знакомства людей разных стран с многонациональной русской культурой.
Одними из таких поводов могут стать в том числе и Недели моды. Модные журналы во всех странах все чаще обращаются к модельерам, использующим народные мотивы в своих коллекциях. Болельщики Чемпионата мира-2018 увезли из России новое модное слово – kokoshnik. Хотя еще за 4 года до этого славянский головной убор ворвался в медиаполе Европы с площадки конференции TED.
«В 2014 году Юлдус Бахтиозина вышла на главную сцену конференции TED в кокошнике — выступление первого на этом форуме российского спикера о том, как фотография ломает стереотипы о нации, собрало полтора миллиона просмотров. С тех пор художница стала неофициальным амбассадором славянской эстетики в Европе. Её царевны в фантазийных кокошниках мелькали на страницах итальянского Voguе, а в январе ожили в перформансе-сказке про сестер-иммигранток «Аиша и Абхая» на сцене лондонского Royal Opera House. «Ко мне пришел режиссер с мудбордом, состоявшим из моих фотографий, — рассказывает 33-летняя Юлдус. — Он поставил передо мной задачу создать образы для его сказки, привнеся свой стиль повсюду: от костюма до макияжа». Так писал об интересе европейцев к творчеству Юлдус российский Voguе в апрельском номере 2020 года.
Внутри России вот уже порядка 10-15 лет интерес к этномоде, использованию не просто отдельных элементов этнокостюма в современных моделях, а полностью стилизованной одежде, стабильно растет. Мы все прекрасно помним, как по улицам не только Москвы или Санкт-Петербурга, но и региональных городов ходили русские девушки в стилизованных народных платьях в пол, с длинными косами и яркими украшениями ручной работы. Такой же взрывной интерес к этностилю наблюдается и в самых удаленных уголках страны.
Театр народного танца и костюма «Эдегей» из Тувы существует около 30 лет. Его вдохновители, авторы постановок и показов супруги Кима и Владимир Донгак по стежку возродили не просто искусство изготовления национального тувинского костюма, но и интерес к нему современных тувинцев. Сегодня их Национальный Дом моды не успевает шить наряды для праздников, свадеб, семейных торжеств, официальных мероприятий и визитов гостей республики.
Кима Донгак:
«Наш современный наряд с элементами этно стал популярным элитным костюмом тувинцев. Нам очень стыдно, что мы мало готовим швей-мастериц. Сегодня перед нами стоит задача заняться вплотную обучением молодых кадров. Сегодня впервые национальная азиатская мода стала показываться как полноценное шоу-представление, где каждая коллекция – со своей музыкой, со своей тематикой, пластикой. Поэтому наши показы интересны любой национальности, любой стране. Наш любительский детский коллектив является частым гостем зарубежных Неделей моды. Когда любишь свою работу, ценишь то, что нам оставили предки, развиваешь это – мы достигаем вот таких результатов».
Но Наталья Айларова из Кузбасса - автор и руководитель этнотуристического проекта «К детям тайги» - убеждена, что главное – экологичное, бережное отношение к культуре и эстетике народа, живущего в гармонии с природой и своим внутренним миром. Она может рассыпаться от бесцеремонного вторжения цивилизации. И тогда человечество потеряет часть своей души, бесценный дар богов. Наталья занимается организацией этнотуров в один из самых загадочных и реликтовых уголков России – Горную Шорию. Там, вдоль берегов горных рек, в самом центре Евразии живет удивительный народ – шорцы. В мире их осталось 12 тыс., 10 тыс. из которых населяют юг Кузбасса. Маршруты проекта проходят по Шорскому национальному парку, горным тропам, там, где нет не только связи, но даже электричества, где люди живут натуральным хозяйством. В программе маршрута есть посещение действующего тенгрианского храма (проторелигии монгольских народов) и участие в обряде камлания огня.
Наталья Айларова:
«Мы изначально сделали неэкономичный вариант, путешествие не для массового туриста. Мы сразу поставили барьер, в том числе ценовой: это путешествие для осознанных людей, уважающих мир тайги. Наша основная задача – не помешать, не навредить местным жителям, которые чувствуют природу на кончиках пальцев».
Год сохранения культурного наследия народов России только начался, но закончится очень быстро. С нами останется любовь к своим корням, бережное отношение к национальным традициям и – хочется надеяться – увеличение системной помощи государства мастерам, прославляющим великую культуру народов нашей родины