Найти тему
Сухостат

Запрет на экспорт российских удобрений не ответ на санкции, а вынужденная защитная мера для поддержки отечественных аграриев

Какие бы действия не предпринимала сегодня Москва, Запад их будет трактовать как ответ Кремля на обострение в российско-украинских отношениях. Именно так он оценил решение Правительства РФ о запрете со 2-го февраля на два месяца экспорта аммиачной селитры.

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Повышенная потребность в минеральных удобрениях у российских аграриев возникла из-за прогнозируемого прихода ранней весны в некоторые регионы России, в частности, в Южный и Северо-Кавказский федеральные округа, но этот факт на Западе в расчёт принимать не собираются.

А с учётом того, что ранее с 1 ноября 2021 г. уже были введены временные ограничения, а не полный запрет, на экспорт азотных удобрений на 6 месяцев, в западных СМИ это напрямую увязали:

  • с сокращением мирового агропроизводства, «неминуемым» ростом цен на продовольствие и усугублением голода, который и без того остро ощущается в некоторых частях мира (американский журнал The Wall Street Journal).
  • с наступление глобального мирового голода по причине ограничения работы и закрытия ряда заводов по производству удобрений (британская газета The Times)

Если отбросить в сторону англосакский информационный мусор, то на самом деле решение российских властей принято исключительно с целью обеспечить успешное завершение посевной кампании и беспрерывную работу предприятий промышленного сектора (аммиачная селитра используется в качестве взрывчатки в горнодобывающей отрасли).

Отчасти, опасения, высказанные в западных СМИ не беспочвенны. В структуре производства азотных удобрений существенную часть занимает газ. Из газа получают аммиак – сырье для выпуска удобрений, в частности аммиачной селитры. В мире из-за роста цен на газ возник дефицит удобрений.

Вот только кто в этом виноват? Разве Россия устроила в Европе энергетический кризис, или она затягивает сертификацию нового российского газопровода, который в случае своевременного запуска в эксплуатацию мог бы уже давно снять напряжённость на европейском газовом рынке?

Чтобы предотвратить соблазн российских производителей направить основной объём произведенных удобрений на экспорт, создав тем самым их дефицит на российском рынке и, как следствие, повышение цен на продовольствие, правительство РФ и приняло такие заградительные меры.

В ноябре прошлого года цены на аммиак на мировом рынке обновили исторические максимумы на фоне резкого подорожания газа. По данным независимого международного ценового агентства Argus, в Европе они преодолели отметку в $1000 за 1 тонну, аналогичная картина отмечалась в портах Тампа-Бэй и Новый Орлеан (США) — максимальное значение за последние 30 лет.

Аммиачная селитра — наиболее популярное удобрение у российских аграриев, составляет до 60% от потребления азотных удобрений и до 25-30% от всех удобрений. Россия производит 10 млн. тонн аммиачной селитры в год, из них 45% потребляется отечественными аграриями, а 15% — промышленным сектором, оставшиеся 40% идут на экспорт.

Основными производителями аммиачной селитры в России являются «Уралхим» (3 млн. тонн в год), «Акрон» (2 млн. тонн в год),
«Еврохим» (2 млн. тонн в год).

По оценке российских экспертов, для «Акрона» аммиачная селитра составляет 30% от общих продаж компании, двухмесячный запрет на экспорт означает лишь потерю в 1% от годовых объёмов. Аналогичная ситуация и с «Еврохимом», для «Уралхима» это около 1,5% от годового объёма.

Вполне очевидно, что российские экспортёры недополучат прибыль в ближайшие два месяца, однако с учётом доли российского сырья на мировом рынке, которая составляет 40-45%, цены в итоге всё равно отреагируют ростом, что позволит им заработать позже.

Таким образом, со стороны России никаких преднамеренных действий, направленных против коллективного Запада, их аграрного сектора, нет. Это не ответ на санкции, а стратегия правительства РФ, которое национальные интересы ставит выше сиюминутных выгод бизнеса.