На самом деле, Кинг прекрасен, но оценила я его далеко не сразу. Сначала был отличный фильм Дэвида Кроненберга «Мертвая Зона» (1983) с неподражаемым Кристофером Уокеном в главной роли. Забыть это было невозможно.
Однако все остальные попытки экранизировать Кинга как-то прошли мимо меня: что-то я смотрела из чистого любопытства, что-то не смотрела вообще, но ни одна экранизация не оставила толком никаких воспоминаний. Что касается книг, то я к ним и не притрагивалась лет эдак до 30, ибо не пристало приличному лингвисту читать «бульварное чтиво». Но вот однажды случилось чудо. От скуки мне пришлось прочитать одну книжонку под названием «Долорес Клэйборн» (“Dolores Claiborne”), случайно попавшую мне в руки. И я была настолько потрясена прочитанным, что ходила оглушенная еще неделю. Во-первых, я была поражена слогом и, в целом, языком Кинга, жестким, хлестким, совершенно не «литературным», но абсолютно доподлинным, пробирающим до самых костей. Но даже не это было самым поразительным в произведении Кинга, которое я до сих пор считаю довольно нетипичным для американского мэтра. История, изложенная в книге, безусловно, страшная, не по-кинговски страшная, а по жизни. К тому же, эта история из американской глубинки вполне могла произойти и в русской глубинке, и в какой угодно еще не глубинке. Это история немолодой и глубоко несчастливой женщины, переданная исключительно от первого лица. И это именно то, что сразило меня наповал и навсегда уничтожило все сомнения в гениальности автора.
Затем я, естественно, кинулась смотреть одноименную экранизацию, в которой снялись две замечательные актрисы – Кэти Бейтс и Дженнифер Джейсон Ли – но, несмотря на впечатляющую игру главной актрисы, я так и не смогла ощутить того же колоссального эффекта, что и от книги. И так было со всеми его произведениями. Ошеломляющее звучание Кинга, его атмосферное повествование, казалось, просто невозможно передать кинематографически, хотя все истории прямо-таки просились на голубой экран.
Нельзя сказать, что все экранизации Кинга оказались неудачными. Среди самых ярких я бы выделила «Тайное Окно» с Джонни Деппом, «Комнату 1408» с Самюэлем Джексоном и, конечно, классику - «Сияние», которое уже нельзя назвать чисто Кинговским, так как к ней всерьез примешался гений Кубрика, и «Побег из Шоушенка», еще одну историю, выбивающуюся из общего ряда «хорроров».
Однако наступила сериальная эра, и было бы удивительно, если бы Король Ужасов оказался не у дел в столь благодатной среде. На свет родился ряд сериалов, два из которых я бы хотела отметить в особенности. «11.22.63» - Кинговская мистерия про путешествие в прошлое с целью спасти президента Кеннеди. Шикарная атмосфера конца 50х, выверенная до мелочей стилистика, включая лица, костюмы, улицы, машины, музыку. Как бы «игривая» история, которая ставит перед зрителем очень недетские вопросы, главный из которых зиждется на пресловутом «эффекте бабочки». На редкость удачная экранизация, в которой ни к чему особо и не подкопаешься. Ну разве что к тому, что русская жена Ли Харви Освальда говорит на дикой смеси русско-английского «пиджина». И твердая десятка американским кастинг-директорам: они умеют подбирать такие точные типажи, что диву даешься.
Второй сериал, заслуживающий, на мой взгляд, особого внимания, это «Чужак» (“Outsider”), свежий сериал 2020 года. Чем именно привлекло меня сие произведение искусства? А тем, что я впервые по-настоящему «увидела» на экране атмосферу самого Стивена Кинга! И немудрено, ибо сам Великий и Ужасный, видимо, чувствуя, что киношники явно рулят не в ту сторону, вступил в игру в качестве одного из сценаристов. Уж что там в реальности сработало, доподлинно неизвестно, но то, что этот сериал прямо источает тонкий мистический аромат в каждом кадре – это факт. Великолепная операторская работа сыграла здесь не последнюю роль. Страшно до жути уже с первых кадров, хотя толком непонятно, почему.
«Чужак» - мини-сериал, законченное произведение искусства, которое, помимо всего вышесказанного, прекрасно передает еще одну очень Кинговскую черту: подлинно американский дух. И это не тот дух, который «придумали» в Голливуде, а тот, который отражает жизнь в американской «глубинке». В этом, как я убедилась на предыдущих примерах, Кингу просто нет равных.