Вот и наступила нелюбимая пора для всех реконструкторов - время подавать заявки на исторические фестивали. А это значит, что опять придется бодаться со злодейскими паспортистами, доказывая, что "вот эта вот фибула досталась мне от бабушки", а саблю к комплекту воина эпохи викингов это "трофей, взятый во время похода в Бъярмаланд". И сидеть перед мониторами, в ярости сжимая кулаки, читая очередной пост в стиле: "ваш меч слишком узкий для клинка такого типа", или "эта обувь не подходит к вашему комплекту", или "этот шлем нужно заменить". Потом все обычно происходит по известной схеме: отрицание, гнев, торг, депрессия и допуск. На этот раз в рамках рубрики "Лица реконструкции" "Историк на диване" (сам неоднократно "бодавшийся" с людьми, осуществляющими допуски на мероприятия) решил заглянуть на другую сторону баррикад и поговорить с одним из паспортистов фестиваля "Былинный берег" Андреем Лузановым. На моей памяти (могу, конечно, ошибаться), интервью с паспортистами не делал еще никто.
Ранее "Историк на диване" публиковал статью о том, какие эпохи и регионы воссоздают российские реконструкторы.
Привет! Ну вот и наступила нелюбимая пора многих реконструкторов – то есть время подачи заявок на фестивали. Расскажи о «буднях» паспортистов в это непростое время – а то на вашу работу обычно потенциальные участники фестивалей смотрят со своей колокольни. А хотелось бы взглянуть на это с вашей стороны «баррикад».
Привет. Здравствуйте и Вы, мои маленькие любители исторической реконструкции и прочие любопытные читатели.
Будни у паспортистов почти всегда за исключением пары месяцев. Но с небольшими оговорками. Это, собственно, сама паспортизация, начинающаяся с 1 января и длящаяся более 7 месяцев, а также разбор полётов по горячим (и не очень) следам после фестивалей: мы тщательно изучаем фото и видеоматериалы с прошедшего мероприятия на предмет бросающихся в глаза нарушений аутентичности. Также в межсезонье мы решаем по поводу нововведений и изменений, мер наказания и поощрения. Где-то это автодопуски, в том числе теперь более массовые (об этом нововведении несколько позже будет отдельно и подробно выложена программная статья в официальной группе участников "Былинного берега"), а где-то, увы, замечания, предупреждения и баны. Чтобы "удостоиться" бана нужно постараться: или систематически и грубо нарушать правила и режим аутентичности или, например, вообще приехать без заявки и на резонные вопросы "как так, почему ты здесь" отвечать "мне плевать на ваши правила", "идите на... Волгу смотреть", "потому, что могу" и прочие "а что вы мне сделаете". Также, как вариант - заявиться в одном комплекте, а непосредственно на фестиваль привезти вещи, олицетворяющие мрак, хаос и древний ужас, надеясь, что и "так прокатит". В 2020 и особенно 2021 году последняя проблема встала наиболее остро и массово. Немало участников и клубов получили взыскания и кары разной степени тяжести за такое.
Вообще работа паспортиста - довольно тяжкий, неблагодарный и кропотливый труд. Не каждый готов к такому. Знаю немало бывших паспортистов разных фестивалей, которые устали от всего этого и ушли на заслуженный покой. Будучи паспортистом, ты нередко являешься в глазах масс реконструкторов олицетворением зла, страха и ненависти, гадостным ревизором и тем самым зловредным преподом в институте, которому так тяжело и неприятно сдавать экзамен. Ведь, по сути, паспортизация это своего рода экзамен на качество, содержание и полноту твоего комплекта.
О том, почему "покемонов" и "смешариков" нужно изгонять с мероприятий можно почитать в интервью военного историка и блогера Клима Жукова.
Что, такое однозначно негативное отношение?
Нет. Для части реконструкторов ты выступаешь в роли своего рода ментора и так или иначе побуждаешь задуматься о том, что и зачем ты реконструируешь, где стоит глубже вникнуть в источники, что неплохо было бы исправить, заменить, доработать. Последние пару лет все чаще реконструкторы стали обращаться не с претензиями, плачами Ярославны и угрозами, но за советом и консультацией. Считаю это добрым знаком и достижением. И, конечно, в меру своих скромных возможностей даю им советы или перенаправляю к более компетентным реконструкторам, если не совсем уверен в правильности своего ответа. Да, паспортисты тоже люди и могут чего-то иногда не знать и сами нередко обращаются за консультацией к археологам, ученым и наиболее компетентным и въедливым в своей нише представителям нашего движения.
Наша основная цель - повышение уровня реконструкции и грамотности в целом и на конкретном мероприятии в частности. Да: иногда приходится действовать жестко и принимать непопулярные решения, иногда даже ошибочные. Но мы признаем ошибки и всегда готовы сказать спасибо участникам за повышение уровня нашей компетенции или за их находчивость, помогающую нам дорабатывать правила и допуски.
Ранее "Историк на диване" уже публиковал статью о типологических ошибках, которые часто совершают начинающие (а иногда и не только) реконструкторы.
На большинстве фестивалей паспортисты – анонимы. Как условная «дорогая редакция» на Русборге. Почему ты пошел по другому пути?
Когда произошёл прецедент с радикальной сменой паспортистов на Русборге и их обезличиванием, мы с Иваном Кулагиным (организатор "Былинного берега", руководитель КИР "Дружина Эльдьярн") решили, что не будем аналогичным образом обезличивать нашу паспортную комиссию. Изначально это было своего рода "фишкой", ставшей в итоге принципом. С одной стороны у него есть некоторые недостатки, а с другой - огромный плюс в виде обратной связи. Участники могут написать мне по поводу их заявок, задать вопросы, обратиться с жалобой или предложением. Иногда (особенно за пару месяцев до фестиваля вплоть до его начала и сразу после него) это тяжело ввиду огромного потока обращений, но в итоге приносит много пользы после отделения, так сказать, зёрен от плевел.
Сопутствующие негатив, истерики и порой угрозы меня не смущают. Идти вперёд с открытым забралом во имя принципов - моё кредо.
А критику и негатив не получает только тот, кто ничего не делает (и то не факт, что его за это не будут критиковать). Плюс выстроившаяся система паспортизации признаёт свои ошибки и не игнорирует "неудобных" для неё источников, а в спорных ситуациях с другими паспортистами я выступаю арбитром. Если кто-то недоволен моим решением, его можно обжаловать у Ивана Кулагина. Выходит своего рода независимая система сдержек и противовесов.
Интервью с бессменным организатором самого крупного в стране исторического фестиваля по раннему средневековью - "Русборга" - Павлом "Палем" Семеновым можно прочитать тут.
Как ты считаешь, судя по аргументированности заявок, выросла ли за последние годы грамотность реконструкторов, если смотреть на вопрос глобально? Или все-таки доминируют заявки типа «небогатый скандинавский воин IX – X веков»?
В общей массе, пожалуй, да, а в частности заявки стали более полярными: преобладание "середнячков" разбавил как откровенный трэш, так и интересные, содержательные комплекты, которые иной раз стоит ставить в пример
Какие самые абсурдные заявки (без имен, конечно), тебе приходилось разбирать?
За эти годы было много прекрасных заявок. Были и карикатурные турбославяне-характерники, и девочки в костюме мальчиков и "воены ртуте" из тёмных хтонических глубин рубежа тысячелетий, а еще адепты "истинной истории славяноариев", которые насылали проклятия и обвиняли меня в сношениях с Мировым Сионистским Правительством. В заявках 2021 года очень впечатлил гачи-викинг, но это был стёб, который крайне повеселил (паспортисты, о чудо, тоже не лишены чувства юмора).
Вообще что-то жизнеутверждающее и феерическое проскакивает в заявках каждый год.
В нашем движении немало «горячих Маклаудов». Поступали ли тебе угрозы, говоря юридическим языком, «физической расправы»? И как ты к ним относишься?
Несколько раз мне обещали в интернете набить лицо, но, увы, после предложения попробовать это сделать вживую, дальше интернета дело дошло только один раз, и тот закончился мирно. К подобным угрозам я отношусь спокойно и всегда готов к очному общению и доброй войне. Видимо это очень смущает бравых "Маклаудов" и прочих чемпионов клавиатурного кунг-фу. Возможно их миролюбие, когда доходит до дела, также как-то связано с тем, что я довольно много тренируюсь и довольно и искусен в спортивном и не очень избиении людей. Но это совсем не точно.
"Историк на диване" уже публиковал юмористическую статью о том, какие "виды" реконструкторов можно встретить в "естественной среде обитания", то есть на исторических фестивалях.
Многие реконы в принципе выступают против паспортизации на фестивалях. Главный аргумент: отсутствие грамотных специалистов, условно, уровня Сергея Каинова. Что бы ты ответил на такие заявления?
Я тоже считаю, что жуткую угнетающую паспортизацию надо отменить, разрешить 666 гендеров и костюмы боевых пегасов, викингов и валькирий как в прекрасном фильме Кунг Фури - это стильно, прогрессивно и в полной мере в духе времени. Для полной прогрессивности и толерантности ещё непременно следует запретить саму науку и космонавтов (ибо слишком высоко летят и тем самым угнетают остальных). Даёшь хаос, охлократию и прочие дивные ценности новой этики!
Каким ты в принципе видишь развитие фестивального движения в России?
Количество фестивалей, маневров и турниров потихоньку растет, и отчетливо наметилось несколько выделившихся направлений:
1. Фестивали с сюжетно-игровыми элементами и фокусом на боевые взаимодействия, соревновательную часть и массовость с допусками помягче;
2. Универсальные фестивали "старой школы";
3. Закрытые камерные мероприятия в том числе небоевого характера с максимально жесткими допусками и упором на высокую аутентичность.
Каждый формат по-своему хорош, имеет свои плюсы и минусы. Занятно, что санитарно-эпидемиологическая обстановка в 2020-2021 годах дала импульс к развитию закрытых мероприятий, сделанных реконструкторами "для себя". Это в определенной степени позволяет сосредоточиться на самом мероприятии, не расхолаживает наличием туристов. Думаю, что все направления продолжат расти и развиваться вместе с движением в целом, предоставив реконструкторам больше возможностей для самореализации и возможность попробовать себя в разных тематических форматах.
Интересно, почему я уже 20 лет занимаюсь исторической реконструкцией? Я постарался ответить на этот вопрос в отдельной статье.
Если вам понравился канал и статьи - подписывайтесь, ставьте лайки, комментируйте (все это способствует развитию и продвижению канала), предлагайте темы для новых исторических изысканий. Вместе с вами мы постараемся раскопать новые необычные факты и свидетельства древних эпох во славу Ее Величества Истории. Если вас интересует какая-то тема - пишите в комментариях.
Автор: Алексей Зернаков
Иллюстрации: из личного архива