Профессор Марк Д. Раппорт из Университета Центральной Флориды выяснил, почему дети с СДВГ такие гиперактивные и все время куда-то спешат - такое поведение помогает им сохранять бдительность при выполнении сложных задач (Journal of Abnormal Child Psychology).
Психолог изучал поведение 8-12-летних мальчиков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Он заметил, что все дети (как с СДВГ, так и без него) сидели неподвижно во время просмотра "Звездных войн" и рисования на компьютере. Однако, когда задание включало в себя запоминание и работу с буквами, сгенерированными программой, мальчики с СДВГ становились гораздо активнее своих сверстников - двигали ногами и руками, крутились на стульях.
По мнению Раппорта, детям с СДВГ необходимо больше двигаться, чтобы поддерживать уровень бдительности, необходимый для выполнения задач, требующих рабочей памяти, таких как математические вычисления в уме. Они испытывают трудности, когда им приходится сидеть неподвижно, если только они не находятся в особенно стимулирующей среде, где рабочая память не должна быть задействована слишком сильно. Американец сравнивает поведение детей с СДВГ в классе с тем, что делают взрослые во время долгих и монотонных совещаний: они сворачиваются калачиком в своих креслах, чтобы сосредоточиться на течении событий.
Двадцать три мальчика, 12 из которых страдали синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, выполняли серию тестов в течение 4 суббот подряд. Актиграф, устройство, измеряющее частоту и интенсивность движений 16 раз в секунду, был прикреплен к обеим лодыжкам и запястью недоминирующей руки. Детям сказали, что для участия в играх они носят специальные часы.
Психологи отметили, что по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, у детей с СДВГ хуже зрительная и вербальная рабочая память. Это стало очевидным при выполнении двух заданий: задания, требующего перестановки и воссоздания положения точек на экране, и задания, требующего упорядочивания и запоминания цифр/букв.
Выводы Раппорта напрямую влияют на методы работы с детьми с СДВГ. И родители, и учителя могут снизить нагрузку на рабочую память, применяя письменные инструкции, упрощая многокомпонентные команды или делая плакаты со списками заданий, которые необходимо выполнить. Когда [дети] делают домашнее задание, позвольте им покататься, встать или пожевать жвачку. До тех пор, пока их поведение не является деструктивным, жесткое ограничение активности может быть контрпродуктивным.
Выводы, сделанные командой из Флориды, также помогают объяснить, почему препараты-стимуляторы хорошо помогают большинству малышей с СДВГ. Это связано с тем, что они повышают физиологическое возбуждение и, следовательно, бдительность.