Найти в Дзене
Martinian

Как заряжать электромобиль Nissan Leaf? Где это можно делать? Сколько по времени длится зарядка? Наш опыт

Оглавление

Всё о домашней зарядке.

Привет, уважаемая публика!

После статьи о реальном запасе хода нашего электромобиля Nissan Leaf, (ссылка будет в конце), больше всего вопросов было на тему зарядки:

  • как его можно заряжать дома и что для этого нужно?
  • сколько стоит зарядка дома?
  • сколько стоит зарядка не дома?
  • сколько по времени длится зарядка?
  • и т.д. и т.п.

Поэтому сегодня подробно поговорим про зарядку. Поделюсь своим опытом и с радостью отвечу на ваши вопросы в комментариях.

Где заряжать?

Nissan Leaf на домашней зарядке
Nissan Leaf на домашней зарядке

Nissan Leaf, как и любой другой электромобиль, можно заряжать двумя способами:

  • от домашней розетки
  • на публичных зарядных станциях

О публичной зарядной инфраструктуре в России и ценах на зарядку поговорим в следующий раз. Сегодня сосредоточимся на зарядке в домашних условиях.

Частный дом, гараж, паркинг, любая уличная розетка

Под домом я имею ввиду не только частный дом (это идеальный вариант), но также:

  • паркинг (не важно, подземный, многоярусный или наземный)
  • гараж (не важно, отапливаемый или нет)
  • и т.д.

Главное, что должно быть во всех указанных местах - это розетка.

Какая розетка нужна? Разбираемся в деталях...

Вот здесь начинается самое интересное. В сети часто можно встретить мнение, что для зарядки электромобилей требуется какая-то специальная розетка. От обычной, бытовой, домашней розетки зарядить "электричку" не получится.

Это неправда, но нюансы всё же есть. Действительно, для зарядки электромобиля к розетке применяются определенные требования. Но прежде, чем мы перейдём к ним, пару слов про зарядные устройства.

Зарядные устройства: в ассортименте

В комплекте с любым электромобилем обязательно идёт зарядное устройство. В случае с Nissan Leaf - это вот такой зарядник:

На одном конце у него - вилка, на другом - зарядный штекер, посередине - тот самый "кирпич".

К вилке мы ещё вернёмся, пару слов про штекер. Поскольку наш Лиф из Европы, то у него штекер формата Type2. Это наиболее распространённый в Европе разъём для медленной зарядки.

Его придерживаются все автопроизводители, предлагающие свои электрические модели в старом Свете, (кроме, пожалуй что, "Теслы"). Его же придерживаются все компании, занимающиеся предоставлением услуг по зарядке "электричек", (в том числе и в России).

В Америке и Японии - другие предпочтения. Поэтому у праворульных и американских Лифов вместо Type2 будет Type1 (он же J1772). Кстати, Type1 также очень распространен в Украине (поскольку туда в своё время ввезли очень много американских Лифов и других электромобилей и заряжаемых гибридов из Штатов).

Тип разъёма - это детали. Главное - сам процесс зарядки! (На фото разъём Type2)
Тип разъёма - это детали. Главное - сам процесс зарядки! (На фото разъём Type2)

Стоит отметить, что штатные зарядные устройства бывают разные. К примеру, для Nissan Leaf штатный "кирпич" может быть на 10А, на 12А, на 15А и на 16А. Ампераж зарядного устройства напрямую влияет на скорость зарядки электромобиля, (о ней чуть ниже).

У нас самый "медленный" вариант - на 10А. Несложно посчитать, (10А * 220В), что он способен выдавать мощность не более 2,2 кВт.

Кроме штатных, сейчас на рынке представлено множество неоригинальных зарядных устройств. По ценам, начинающимся примерно с 20 тыс. руб., можно выбрать то, что больше по душе: с нужным разъёмом, с регулируемой мощностью, с экранчиком, с таймером, со встроенным счетчиком, с управлением через Wi-Fi и т.д. и т.п.

Так вот, требования к розетке зависят в том числе и от того, какой зарядник вы собираетесь использовать.

Важный момент: максимальная мощность зарядки переменным током ограничена версией PDM (Power Delivery Module), установленной в электромобиле. В Nissan Leaf бывают PDM на 3,3 кВт или на 6,6 кВт (в нашем случае).

Требования к розетке

Чтобы не усложнять, опишу требования для зарядки Nissan Leaf II штатным "кирпичом" на 10А:

  • наличие заземления
  • напряжение - 220В (по факту 190В-250В)

По сути - это всё. Количество фаз не имеет значения, Leaf может принимать ток только по одной фазе.

Таким образом, зарядить Nissan Leaf можно практически от любой бытовой розетки на 220В или на 380В. Нужно только заземление.

Но и это требование можно обойти, если использовать неоригинальный зарядник, не требующий заземления, (да, такие на рынке есть).

Отключения автоматов, (превышения по мощности), тоже не стоит бояться, на мой взгляд. В случае с однофазной сетью автоматы, как правило, на 16А. Зарядник берёт 10А, (в нашем случае), да и то не всегда. А после заряда батареи на 80% мощность зарядки всегда заметно снижается.

Да и что говорить, если какой-нибудь утюг или электрочайник сейчас уже потребляют больше, чем эти 2,2 кВт?

"Долго ещё ждать?"

Далеко не всегда бортовой компьютер Nissan Leaf корректно прогнозирует время зарядки
Далеко не всегда бортовой компьютер Nissan Leaf корректно прогнозирует время зарядки

Интересная тема - скорость зарядки и время ожидания зарядки батареи до 100%.

Друзья, соседи, знакомые часто спрашивают: "Сколько по времени заряжается батарея?". Да, они имеют ввиду, что до 100%, но в ответ мне хочется задать им несколько уточняющих вопросов:

  • со сколько % до 100%?
  • каким зарядным устройством?
  • от какой розетки (на 220В или на 380В)?
  • всегда ли нужно заряжать до 100%?

Это хорошие вопросы, не буду загружать читателя множеством цифр, а поделюсь нашим опытом.

Зарядка с 0% до 100% - достаточно редкое явление

За два с половиной месяца эксплуатации у нас это случилось, кажется, лишь один раз. И в этом случае для полной зарядки батареи штатным зарядником на 10А требуется 17,5 часов. (У нашего Лифа батарея на 40 кВтч).

Если заряжать не с нуля и не до 100%, а до 80%, (в сети можно встретить мнение, что именно так и нужно заряжать батареи электромобилей - с 20% до 80% - для замедления их деградации), то в большинстве случаев мы укладываемся в ночное время - за 10-14 часов.

Бывают, конечно, дни, когда приезжаешь поздно, а на следующий день выезжаешь рано. В такие моменты батарея может не успеть зарядиться даже до 80%, (в зависимости от того, с каким остатком ты приехал). Но если температура за бортом не ниже -5 градусов, то мы не переживаем - запаса хода нам хватит. Дневные пробеги в нашей семье в большинстве случаев укладываются в 80 км.

В морозные дни, (особенно когда температура ниже -15 градусов), ставим на зарядку вечером пораньше, а в некоторые дни даже днём, между поездками. Как говорится, лучше перебдеть.

Изменение сознания

Вообще, я бы сказал, что когда ты становишься электромобилистом в России, то твоё мышление слегка меняется. :-) В плане того, что приходится заранее планировать свои маршруты и думать о том, хватит ли тебе запаса хода доехать до дома или до зарядной станции.

Основные причины здесь две:

1. Низкие температуры зимой (сильно снижают запас хода из-за затрат энергии на обогрев салона).

2. Слабо развитая сеть публичных зарядных станций.

Надеюсь, что второй пункт - это временно, а вот с первым уже ничего не поделаешь (речь конкретно про Казань).

Погодные нюансы

Заряжали и заряжаем наш Nissan Leaf и в дождь и в снег. Розетка находится под навесом. Несмотря на не самое удачное расположение зарядного лючка у Лифа, зарядка отключилась только один раз - в сильный снегопад. Видимо, под утро снег всё-таки просочился в зарядное гнездо...

Бывало, что зарядка вечером не включалась из-за влаги в зарядном порту. 10 минут работы феном - и проблема снимается.

Мелочи

Первая слева кнопка в верхнем ряду разблокирует зарядный лючок
Первая слева кнопка в верхнем ряду разблокирует зарядный лючок

Ещё несколько моментов, о которых часто спрашивают.

  • Зарядный лючок Nissan Leaf по умолчанию заблокирован. Чтобы его открыть, нужно либо подержать соответствующую кнопку на брелке, либо нажать кнопку в салоне.
  • После того, как вставишь штекер в разъём медленной зарядки, он блокируется. Это сделано для предотвращения кражи зарядного устройства. Разблокировка - по тому же алгоритму, как и открытие лючка.
  • Под лобовым стеклом есть 3 светодиода. Они мигают, когда идёт зарядка. Первый - когда заряд менее трети всей ёмкости, второй - когда заряд от 1/3 до 2/3, третий - когда уровень заряда более 2/3. Эта индикация удобна тем, что прямо из дома видно, идёт ли зарядка и на каком она уровне. Не нужно подходить к машине, включать приборную панель, нагибаться к лючку и т.д.

-------

В следующий раз дам раскладку по стоимости домашней зарядки, расскажу о затратах на 1 км пути и сравню их с затратами на заправку нашего бывшего авто с ДВС. Не переключайтесь.

P. S. Как выяснилось, штатный "кирпич" европейских Лифов умеет заряжать и без заземления. Подробности здесь: https://dzen.ru/video/watch/621cc88aee036304531bd464?share_to=link

#авто #электромобили #личный опыт #nissan leaf #японские автомобили #зарядка электромобиля

-------