Тарифы на бензин и дизтопливо бьют рекорды. Очередной рост цен на топливо ещё сильнее усугубляет неравенство. Сложившаяся ситуация напоминает о необходимости государственного регулирования ценообразования.
В условиях напряжённой обстановки на мировых рынках рост цен на топливо достиг своего исторического максимума. Впервые литр дизтоплива преодолел отметку в 1,60 евро. Одновременно растут цены на электричество и газ. Это резкое подорожание в очередной раз наносит удар по самым бедным.
Тем не менее правительство отказывается принимать налоговые меры. А кандидаты от левых выступили за государственное регулирование ценообразования.
Самую высокую цену платят всегда самые бедные
Электричество, газ, горючее… Тарифы растут на всё. Ещё быстрее снижается покупательная способность домохозяйств. Социальное неравенство катастрофически углубилось в результате эпидемии коронавируса.
В октябре электричество подорожало на 12%. А с 2020 года газ вырос в цене на 41%. Цена на горючее подскочила больше чем на 20% за этот же период. Резкий рост цен на топливо стал причиной возникновения уже вошедших в историю «жёлтых жилетов». Сейчас подорожание достигло рекордного уровня: литр неэтилированного бензина стоит теперь около 2 евро.
Если в этом случае речь идёт о средних цифрах по стране, то
«удорожание энергии бьёт по карману населения в разной степени (…) в зависимости от уровня жизни французов или от их проживания в городской или сельской местности»,
– считают специалисты Национального института статистики и экономических исследований INSEE. Они уточняют, что в течение одного года жители городов в среднем тратят на горючее 650 евро. А сельские жители куда больше – 1 550 евро.
«Основная проблема расходов на автомобиль заключается в их нестабильности. Для малообеспеченных семей из сельской местности или пригородов эти траты зависят от стоимости обслуживания и эксплуатации. К этому следует добавить растущие траты на горючее»,
– говорит Йоанн Демоли.
«Поэтому эти семьи будут отказывать себе в поездках. Они будут заправлять машину топливом на 30-50 евро. И “держаться” на нём до тех пор, пока они снова не смогут позволить себе купить горючее. Это удивительный парадокс»,
– продолжает социолог и доцент университета Версаль-Сен-Кантен-ан-Ивелин.
С одной стороны, французов призывают по мере возможности обходиться без личного транспорта. В качестве альтернативы предлагают приобретать экологичные машины, совместно использовать их или ездить на общественном транспорте. С другой стороны, статистика показывает, что…
«… у 40% домохозяйств есть как минимум две машины. Добраться без них на работу не всегда возможно. В особенности на ночные смены, что часто встречается в малообеспеченных семьях».
Йоанн Демоли подчеркивает, что отказавшиеся от личного автотранспорта –
«это в основном семьи, занимающие верхние ступени социальной иерархии».
Рост напряженности в международной политике
Повышение цен на горючее прежде всего обусловлено повышением рыночных цен на сырьё – баррель сырой нефти. В понедельник 17 января стоимость барреля нефти марки Brent (нефть Северного моря) превысила 84 доллара. Вдобавок за одну только неделю рост составил 4,6 доллара. Например, в декабре тот же баррель продавался за 70 долларов.
В Министерстве экологического перехода напоминают, что цена сырой нефти варьируется в зависимости от спроса и предложения. Несмотря на возобновившийся рост мирового спроса на нефть, предложение, в свою очередь, остаётся стабильным. Встречавшиеся в рамках ОПЕК+ страны-производители нефти приняли решение не увеличивать добычу нефти. Это объясняют необходимостью для возобновления роста мировой экономики. При этом он продолжается, несмотря на распространение штамма «Омикрон».
Наряду с этим фактором есть и другой. Дело в том, что политическая ситуация в некоторых нефтедобывающих странах далека от стабильности. В то же время геополитический кризис на Ближнем Востоке серьёзно осложняют стабилизацию мирового рынка. К тому же дестабилизации рынка во многом способствовали массовые беспорядки в Казахстане. А эта страна является самым крупным производителем нефти в Центральной Азии и членом ОПЕК. Свою роль также сыграл непрекращающийся конфликт между Россией и Украиной.
В связи с этим аналитики сходятся во мнении, что в ближайшие месяцы цены на нефть продолжат расти.
«Без нас ситуация могла бы быть ещё хуже»
19 января министр экономики Брюно Ле Мэр заявил следующее:
«Идёт очень быстрое восстановление экономики. Во всём мире восстанавливается спрос, а вместе с ним растёт и нехватка товаров. Результатом становится рост цен. Ни одно другое европейское правительство не сделало для защиты своих граждан столько, сколько сделали мы для французов».
Но резкий рост цен на горючее продолжается уже несколько месяцев. А правительство по-прежнему отказывается применять налоговые меры.
Рост цен ощутили на себе все французы. В октябре 2021 года Жан Кастекс объявил о выплате компенсации людям в размере 100 евро. Вот только эта компенсация почти полностью была съедена инфляцией. Вдобавок в январе пришли квитанции с выросшими тарифами на энергоносители. К тому же цены на горючее для автомобилистов ставят новые исторические рекорды. Тем не менее, Брюно Ле Мэра это совершенно не смущает. Говорят о том, что снизить НДС до 5,5 % невозможно.
«5 евро экономии на полном пятидесятилитровом баке обойдутся государству в 5 миллиардов упущенной прибыли»,
– заявил он.
20 января официальный представитель правительства Габриэль Атталь снова похвастался «замораживанием» цен на газ и электричество. Но почему-то повышение 2021 года остаётся в силе. Он даже сказал, что благодаря действиям правительства французы сэкономили «в среднем 300 евро». В конечном счёте, реакция властей звучит трагикомично:
«Без нас ситуация могла бы быть ещё хуже».
Между тем, 19 января Брюно Ле Мэр уточнил, что «в случае необходимости» могут быть приняты новые меры.
Предложения кандидатов в президенты
В связи с историческими рекордами цен на горючее кандидаты в президенты выдвигают свои собственные предложения.
Так, например, Жан-Люк Меланшон выступает за замораживание цен не только на горючее, но и на газ, электричество и базовые пищевые продукты. Эти меры предусмотрены законопроектом «об оказании срочной социальной помощи». Своё предложение депутат от «Непокорённой Франции» внес на рассмотрение 13 января в ходе специального парламентского заседания.
За замораживание цен высказался ещё один кандидат от левых – коммунист Фабьен Руссель. Он также выступил с предложением ввести «плавающий налог». Это подразумевает снижение налоговой ставки, когда цены на горючее идут вверх. Такая мера могла бы значительно уменьшить расходы домохозяйств. Более того, Фабьен Руссель является сторонником НДС на уровне 5,5% на горючее. Лидер ФКП предлагает «сделать общественный транспорт бесплатным там, где это возможно».
В программе, которую 13 января представила социалистка Анн Идальго, подчёркивается, что энергия – это «благо первой необходимости». Она предлагает снижение НДС на горючее «в случае резкого роста цен для автомобилистов».
Эколог Янник Жадо, программа которого будет представлена 29 января, предлагает не снижение налогов, а энергетические чеки. Это своеобразные купоны на 400 евро для самых бедных семей и на 100 евро для среднего класса.
Ультралиберал Валери Пекресс к настоящему времени высказалась только за увеличение максимального километража по пути на работу. Предполагается, что в таких случаях 50% расходов будут ложиться на плечи работодателей.