Найти в Дзене
ВокругАвто

Последний поворот Сенны: причём здесь Opel?

Снова вспомним про злосчастный #Гран-При Имолы 1994 года. В недавнем видео про расследование гибели Айртона Сенны, сделанного автором Youtube-канала «Дневник Шумахера», много говорилось про то, что одной из причин вылета Сенны стали остывшие шины его болида. Мол, в связи с этим, дорожный просвет сократился и на неровностях прижимная сила исчезла. Но что предшествовало остыванию шин? Если вспомнить ту гонку, то известно, что на старте произошёл инцидент, при котором пилот Пе́дро Ла́ми наехал на заглохший на стартовой решётке болид Ю́рки Ярви Ле́хто. После чего дирекция гонки была вынуждена выпустить автомобиль безопасности на трассу, чтобы собрать за собой весь пелотон. Первым автомобилем безопасности в Формуле-1 принято считать #Порше 914. Ярко-жёлтая версия 914-го дебютировала на Гран-при Канады 1973 года под управлением Эдди Витцеса, когда Джоди Шектер и Франсуа Север столкнулись во время гонки. В начале сезона 1994 года FIA (Международная Федерация Автомобильного спорта) повторно пр
Оглавление

Снова вспомним про злосчастный #Гран-При Имолы 1994 года. В недавнем видео про расследование гибели Айртона Сенны, сделанного автором Youtube-канала «Дневник Шумахера», много говорилось про то, что одной из причин вылета Сенны стали остывшие шины его болида. Мол, в связи с этим, дорожный просвет сократился и на неровностях прижимная сила исчезла. Но что предшествовало остыванию шин?

Если вспомнить ту гонку, то известно, что на старте произошёл инцидент, при котором пилот Пе́дро Ла́ми наехал на заглохший на стартовой решётке болид Ю́рки Ярви Ле́хто. После чего дирекция гонки была вынуждена выпустить автомобиль безопасности на трассу, чтобы собрать за собой весь пелотон.

Первым автомобилем безопасности в Формуле-1 принято считать #Порше 914. Ярко-жёлтая версия 914-го дебютировала на Гран-при Канады 1973 года под управлением Эдди Витцеса, когда Джоди Шектер и Франсуа Север столкнулись во время гонки.

В начале сезона 1994 года FIA (Международная Федерация Автомобильного спорта) повторно представила машину безопасности, на первом этапе. Однако, опытные гонщики, в том числе и #Айртон Сенна, отнеслись к ней настороженно. Они пожаловались, что машина безопасности представляет ещё больше опасности для машин, следующих за ней. Их аргумент заключался в том, что длительная езда на такой низкой скорости приводила к остыванию шин снижению давления в них. И как следствие этого - болид становится ниже, что в свою очередь может повлиять на управляемость.

В воскресенье утром перед гонкой - на следующий день после того, как Роланд Ратценбергер погиб в результате несчастного случая во время тренировочных заездов, Ассоциация пилотов Гран-При (GPDA) вновь собралась, чтобы обсудить в том числе и использование машины безопасности на прогревочном круге, а также в случае #аварии во время гонки. Сенна был одним из самых активных гонщиков на той встрече. Вместе с Герхардом Бергером он обсудил то, что машина безопасности не способна ехать достаточно быстро, чтобы шины болидов не остывали и давление в них не снижалось. В конце встречи Ассоциация пилотов предложила представителю Международной Ассоциации Автоспорта (FIA) отказаться от использования машины безопасности.

-2

НАЧАЛО ГОНКИ

Итак, после аварии на первом круге гонщики в течение почти 4 кругов следуют за автомобилем безопасности. Современному взгляду болельщика гонок Формулы-1 невооружённым взглядом будет заметно, как медленно и с сильными кренами в поворотах ведёт за собой пилотов форсированный семейный седан #Opel Vectra Turbo 4х4. Лидировал тогда, как раз Айртон Сенна. И на одном из кругов он даже опережает машину безопасности и, жестикулируя рукой, просит водителя ехать быстрее. Но к тому времени тормоза на машине безопасности перегрелись и стёрлись, не выдержав такого гоночного темпа уже после двух кругов.

После пятого круга машина безопасности, наконец-то, сворачивает в боксы и гонка возобновляется. А уже на седьмом круге Айртон Сенна в повороте Тамбурелло врезается в стену.

Многие считают, что Сенна, возможно, потерял сцепление, как раз тогда, когда машина прыгала на неровностях трассы, поскольку дорожный просвет был из-за потери давления и температуры ранее. Что же из себя представлял тот SafetyCar?

Машина безопасности

Opel Vectra Turbo
Opel Vectra Turbo

Модель Vectra A продавалась с 1988 по 1995 год в различных модификациях. В сентябре 1992 года Opel Vectra A подвергся фейслифтингу. Изменения были в основном снаружи: новые фары, решетка радиатора и окрашенные бамперы. Из соображений безопасности во все двери были установлены подушки безопасности, преднатяжители ремней безопасности, защита от бокового удара и двойные трубчатые стальные брусья. Топовая модель Опель Вектра А 2000 была заменена новой под названием Opel Vectra A 4x4 Turbo.

Новая топ-модель с сентября 1992 года предлагалась для других европейских стран, но не для Германии. Поскольку у Opel было много состоятельных клиентов в Швейцарии и Австрии, полноприводная Vectra была доступна там в сочетании с 16-клапанным турбодвигателем 2.0 мощностью 150 кВт (204 л.с.). Впервые этот мотор дебютировал на модели Opel Calibra 4x4 Turbo. С августа 1993 года Opel Vectra A 4x4 Turbo начала продаваться и в Германии, но в июне 1994 года производство было прекращено. Всего с сентября 1992 года по июнь 1994-го было продано всего 2252 экземпляров Vectra A 4x4 Turbo, в основном в Великобританию, Австрию, Швейцарию и Германию.

-4

При всех её внушающих на то время характеристиках, автомобиль был полностью серийным, и никак не был пригоден для роли машины безопасности в гонках Формулы-1. В наши дня мы часто можем услышать от какого-нибудь пилота команды F1 AMG #Mercedes, который жалуется по радио своей команда, что машина безопасности едет «слишком медленно». Хотя современный SafetyCar имеет специально разработанную для этого подвеску тормоза и шины, не говоря уже о мощности двигателя. В сети ходит ещё одна шокирующая теория по поводу самого появления этой Вектры в качестве лидирующей машины безопасности.

В той гонке было задействовано несколько машин. Одна из них, как раз та Вектра Турбо, которая вела за собой в итоге пелотон, а также ещё Вектра-универсал и Альфа Ромео из медицинской службы гонки. А четвёртой машиной была… #Ferrari Testarossa!!!

Её также, как, и Вектру можно видеть во время старта гонки у выхода из последнего поворота трассы. На кадрах видно, как после столкновения Лами и Лехто, красная Феррари останавливается (правильно или нет) возле машины Лами, чтобы оказать ему помощь, а Вектра продолжает сопровождать пелотон.

-6

И после первого круга лидирующий Сенна не догоняет её и в течении следующих пяти кругов следует за ней до рестарта. Вся эта мысль сводится к одной безумной теории, что возможно фактически автомобилем безопасности стал медицинский автомобиль, которым управлял знаменитый врач Формулы-1 Сид Уоткинс. Но эта теория не имеет подтверждения.

-7

Безусловно, непосредственно сам автомобиль безопасности не является главной и единственной причиной трагедии Сенны. Кстати, до 2014 года та самая Вектра всё ещё находилась в боксах Имолы, что подтверждается снимками из интернета.

-8

По моему мнению, в тот день в одном месте и в одно время сложилось несколько обстоятельств, которые прямо или косвенно сказались, как на гонщике, так и на его болиде, и в итоге привели к той страшной аварии. Ведь сколько в те выходные было причин остановить гонку или хотя бы максимально её обезопасить. Ведь в его глазах так и читалось: - Ну, хватит…

Айртон Сенна в машине безопасности направляется к месту смертельной аварии Роланда Ратценбергера
Айртон Сенна в машине безопасности направляется к месту смертельной аварии Роланда Ратценбергера

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ, ЖМИТЕ "НРАВИТСЯ" !в