Найти тему
Лекторий СПВ

Экспонаты расстилали прямо на траве. Как коллекцию Русского музея спасали после наводнения

Прогноз Главной физической обсерватории на 23 сентября 1924 года не предвещал ничего особенно опасного: синоптики предупредили о наводнении в Ленинграде, но пообещали, что оно не будет большим .

Однако к пяти вечера вода была уже на Невском проспекте. Начиная с шести вечера вода стала прибывать стремительно.

В Русском музее объявили тревогу: служащие музея начали устраивать заградительные земляные валы, переносить экспонаты в безопасные места. Под угрозой в первую очередь оказались помещения Этнографического отдела, здание которого (ныне Российский этнографический музей) тыльным фасадом обращено к пруду Михайловского сада.

Российский этнографический музей в Петербурге. Фото из открытых источников.
Российский этнографический музей в Петербурге. Фото из открытых источников.

Вода из пруда в парке стремительно хлынула в котловину, примыкающую к зданию. Прорвавшаяся вода стала чрезвычайно быстро затоплять подвал и дошла до арочных сводов и лестниц. На следующее утро музейщики стали откачивать ее и выносить промокшие вещи.

Промокшие насквозь вещи развешивали на веревках и стойках, расстилали на траве, отжимали и после просушки размещали в свободных помещениях – в залах и на чердаках. Чтобы предотвратить ткани от порчи, при реставрационной мастерской оборудовали прачечную и гладильную. Только через пять дней удалось полностью освободить подвалы от воды...

«Просушка экспонатов Русского музея, пострадавших от наводнения». Фотограф Семен Магазинер, сентябрь 1924 г. Фоторепродукция из открытых источников.
«Просушка экспонатов Русского музея, пострадавших от наводнения». Фотограф Семен Магазинер, сентябрь 1924 г. Фоторепродукция из открытых источников.

В подвалах музея хранились три коллекции: великого князя Николая Николаевича, герцога Лейхтенбергского и графа Тышкевича. Несколько десятков ящиков с посудой, бронзовыми предметами, произведениями изобразительного искусства, а также мебель и множество других предметов. В коллекциях были и работы зарубежных мастеров (оружие и скульптуры), которые в дальнейшем планировалось передать в Эрмитаж.

Пострадало более 80 картин и рисунков, размокли гипсовые и деревянные изделия, седла.

«Рамы багетные размокли... картину Робертсона настолько сильно повело, что нарушен даже рисунок: прямые колонны стали изогнутыми... Подмочено... большое панно Коровина с Парижской выставки... и 2 оригинала для мозаики в храме Воскресения», – говорилось в отчетах комиссии.

От долгого пребывания в воде и сырости старинное оружие покрылось ржавчиной, большинство клинков было невозможно извлечь из ножен. Все они были переданы на реставрацию в Эрмитаж.

На ликвидацию последствий стихийного бедствия Главнаука выделила Русскому музею 5 тысяч рублей, кроме того, обещала еще предоставлять по 2 тысячи каждый месяц. Эти деньги не были выплачены, образовалась и задолженность по зарплате. Музейные сотрудники жаловались, что порой нет средств даже на покупку мыла для прачечной.

Читайте также:

По материалам рубрики «Наследие» автора Алины Дмитриевой.

Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине .

Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.