Найти в Дзене
Музикус

Чуть подробнее о Зюсмайере - ученике Моцарта

„Музыка, изображающая даже нечто ужасное, должна не оскорблять слух, а доставлять удовольствие, то есть всё время оставаться музыкой.“ —  Вольфганг Амадей Моцарт Источник: https://ru.citaty.net/avtory/volfgang-amadei-motsart/ Что было раньше: Мстили ли масоны Моцарту Зюсмайер - забавная на первый взгляд, фигура. Этакий "мальчик для битья" при наставнике-гении, который после смерти Моцарта вернулся к Сальери и очень преуспел в карьере. Пишут даже, что "его ожидал головокружительный взлет"(В.Риттер "Так был ли он убит?",Москва.1991). Сам Моцарт, признавая одаренность и "заметную сноровку" Зюсмайера, не был высокого мнения об ученике. Он, по свидетельству того же Риттера, ссылающегося на письма и документацию 18 века, говорил, что Моцарт "шокировал Зюсмайера вспышками "жуткого шутовства", а Хильдесхаймер смущенно спрашивает себя по этому поводу, "играло ли здесь роль глубоко скрытое и скрываемое бешенство": "Еще раз мы должны спросить себя о вине и прегрешении Зюсмайера. Действительно ли
Оглавление

„Музыка, изображающая даже нечто ужасное, должна не оскорблять слух, а доставлять удовольствие, то есть всё время оставаться музыкой.“ —  Вольфганг Амадей Моцарт Источник: https://ru.citaty.net/avtory/volfgang-amadei-motsart/

Венские музыкальные академии  Моцарта.
Венские музыкальные академии Моцарта.

Что было раньше: Мстили ли масоны Моцарту

Зюсмайер - забавная на первый взгляд, фигура. Этакий "мальчик для битья" при наставнике-гении, который после смерти Моцарта вернулся к Сальери и очень преуспел в карьере. Пишут даже, что "его ожидал головокружительный взлет"(В.Риттер "Так был ли он убит?",Москва.1991). Сам Моцарт, признавая одаренность и "заметную сноровку" Зюсмайера, не был высокого мнения об ученике. Он, по свидетельству того же Риттера, ссылающегося на письма и документацию 18 века, говорил, что Моцарт "шокировал Зюсмайера вспышками "жуткого шутовства", а Хильдесхаймер смущенно спрашивает себя по этому поводу, "играло ли здесь роль глубоко скрытое и скрываемое бешенство":

"Еще раз мы должны спросить себя о вине и прегрешении Зюсмайера. Действительно ли он "заслужил" это агрессивное глумление над собой? Или Моцарт заходил слишком далеко в своем "черном юморе"?

И отвечает прямо: Да, заслужил, по двум причинам:

Первая: от Моцарта не могла укрыться завязывающаяся связь с Констанцией, которую Франц Ксавер Зюсмайер сопроваждал на продолжительное курортное лечение.

Constanze Mozart. Констанция Моцарт. Портрет кисти Ганса Хассена, 1802 год
Constanze Mozart. Констанция Моцарт. Портрет кисти Ганса Хассена, 1802 год

Второе: Моцарту не мог быть близок характер ученика - поверхностный, тщеславный и легкомысленный. И если "шутовство" служило самому Моцарту средством снимать колоссальное внутреннее напряжение, вызванное его особенной "работой", то легкомыслие ученика было настоящим. Но кто сказал, что это может служить препятствием для хитрости и интриг? Тем более, что ловкость ученика прослеживается во всем, даже в том, как он усвоил и удачно передавал и подражал творческому почерку своего гениального учителя.

Не знаю, можно ли считать "глумлением" вот такой "шутовской" стиль, которым написано письмо Моцарта в октябре 1791 года:

"...[Зюсмайеру, зачеркнуто Ниссеном] от моего имени пару увесистых оплеух, кроме того, позволю попросить [видимо, Зофи Хайбль (сестру Констанции Моцарт), зачеркнуто Ниссеном], (которой 1000 поцелуев) тоже влепить ему пару штук - только не стесняйтесь, ради Бога, чтобы ему не на что было жаловаться! - ради всего на свете я не хотел бы, чтобы он не сегодня-завтра упрекнул меня, будто вы обошлись с ним не надлежащим образом - лучше уж ему дать, чем недодать - Было б чудесно, ежели б вы наградили его порядочным щелбаном по носу, подбили б глаз или уж на крайний случай отдубасили как следует, чтобы дурень никак не мог отпереться, будто ничего не получил от вас; - ..."

Этакий словесный комикс, манера для австрийцев того времени органичная, то, что было, буквально всосано с молоком матери. Мать, Анна Мария, любила простонародные словечки. Мы находим все это и в письмах Моцарта. Отсутствие чопорности - ничего особенного, народный стиль)))). Кстати, чертами лица и характером он был похож именно на мать.

Портрет Моцарта работы Йозефа Ланге, 1782-1789 год считается наиболее достоверным в отношении внешнего сходства с оригиналом.
Портрет Моцарта работы Йозефа Ланге, 1782-1789 год считается наиболее достоверным в отношении внешнего сходства с оригиналом.

Георг Николаус Ниссен, датский дипломат, за которого Констанция Моцарт вышла замуж в 1809 году, изрядно потрудился, вытравливая по ее настоянию, имя Зюсмайера из писем Моцарта и уничтожая письма, связанные с Зюсмайером и масонами. В 1810 году пара уехала в Капенгаген, а В 1824 года они переехали в Зальцбург. Здесь они начали работу над биографией Моцарта. Ниссен умер в 1826 году, а биография была издана Констанцией спустя два года. Однако, исследователи относятся к ней осторожно, так как Констанция вымарывала из писем Моцарта неприятные ей места, и в биографии, как пишетАльфред Эйнштейн не обошлось без «умолчаний, утаиваний и даже фальсификации».

Есть любопытные детали: сам Франц Ксавьер Зюсмайер прожил недолго. Он умер в 1803 году. Однако его именем был назван второй из выживших детей Моцарта - Франц Ксавьер Вольфганг. Сразу после смерти оба брата были отправлены в Прагу на обучение, где в это время жил и сам Зюсмайер. Свою мать старший сын снова увидел только в 1825 году. Ни один из сыновей не женился и не имел детей.

Хильдесхаймер очень осторожно выражается об проблеме взаимоотношений в семье Моцарта: "Возможно, она [Констанца] находилась - скажем осторожно в связи с Зюсмайером [Хильдесхаймер невольно выдает свою уверенность]. Возможно и то, что после смерти Моцарта она хотела выйти за него замуж, а тот, моложе ее на четыре года, отверг ее."

И дальше, опуская предположения автора о корысти Констанции, просто цитата:

"После дальнейшей практики у Сальери Зюсмайер с 1792 года становится весьма известным оперным композитоном в Вене и Праге" (Шенк)

Да-да! Той самой Праге, которая сумела оценить непризнанного в Вене "Дон Жуана" Моцарта, и вообще, славилась своей музыкальной культурой. Конечно, большую роль здесь сыграло окончание Зюсмайером "Реквиема" Моцарта и связи - как же без них! Оба сына Моцарта (младший, Франц Ксавер Вольфганг родился 26 июля 1791 года) также воспитывались в Праге.

Карл Томас Моцарт на портрете 1798 года с братом Францем Ксавьером.
Карл Томас Моцарт на портрете 1798 года с братом Францем Ксавьером.

Над "Реквиемом" Моцарт работал с 22 ноября до роковой ночи с 4 на 5 декабря 1791 года. Всего 13 дней!!!!!!! Напоминаю, что Реквием, это траурная месса на канонический латинский текст была заказана Моцарту графом граф Вальзеггом цу Штуппах. После смерти композитора его завершали Йозеф Эйблер и Франц Ксавер Зюсмайер - это официальные данные. Йозеф Эйблер кажется безобидным. Его высоко ценили и сам Моцарт, и Йозеф Гайдн - музыканты высочайшего уровня. У последнего он учился, а позже у Сальери. Именно к Эйблеру первому обратилась Констанция Моцарт после смерти мужа с просьбой дописать "Реквием". Руководил хором Шотландского монастыря в Вене, преподавал музыку детям австрийского императора Франца, с 1804 года - заместитель Сальери при австрийском дворе (вице-капельмейстер). Начав работу над завершением "Реквиема", Эйблер вскоре от неё отказался. В 1833 году, во время исполнения «Реквиема» Моцарта, Эйблера поразил апоплексический удар, и вскоре он вышел в отставку по причине тяжелой болезни.

Йозеф фон Эйблер
Йозеф фон Эйблер

А что же сам граф Вальзеггом цу Штуппах, который прославился, фактически, только благодара "истории с "Реквиемом"? Здесь исследователь последних дней Моцарта, В.Риттер, не скупится в выражениях: да, заказывал музыку и поддерживал тесные отношения с Сальери; да, "как говорят, имел склонность к жутким и извращенным забавам", хотя его причастность к заговору и гибели Моцарта не имеет прямых доказательств. Есть лишь сам факт заказа заупокойной мессы.

Итак, теория заговора на бытовой почве, где автор не стесняется в выражениях по поводу непосредственных участников драмы, называя их социопатами, психопатами и извращенцами. Стоит ли озвучивать эту историю? Давайте обсудим в комментариях. От этого будет зависеть содержание следующей статьи.

Продолжение следует...

Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые истории. Комментируйте и не забудьте поставить лайк, если понравилось.

Популярные и интересные публикации на канале:

-6
-7

Подписывайтесь на канал. В нем есть и жизнь, и философия, и даже юмор с самоиронией.

Интересные истории про музыкантов - мужественных людей, силой воли преодолевающих смертельные болезни и делающих увечья путем к совершенству.

Про забавного котика, вообразившего, что может осчастливить целый мир. Получится или не получится?

Серия про живопись автора и живопись вообще

И много хорошей музыки в авторском исполнении. Мир русского романса раскроется перед вами благодаря уникальному голосу Саши Сукоркина. Сейчас как раз записываем новый репертуар. Поддержите двухмесячный канал-младенца!! Комментируйте, высказывайте, ругайте, если надо. Не оставайтесь равнодушными)) Не стесняйтесь отзываться на видео.