Самый необычный для меня роман Джоан Роулинг. И самый смелый. Она написала его после знаменитого "Гарри Поттера", и это, безусловно был поступок по-настоящему мужественный. Большинство преданных читателей ждали сказку со счастливым концом и фантазийным антуражем, а получили жёсткую социальную драму, многослойную и пугающую.
"Случайная вакансия" и сейчас занимает особое место в творчестве писательницы. Даже детективы о Корморане Страйке не так оглушают. Потому что в них есть всё же яркие положительные герои, а это успокаивает: не всё так плохо.
А в этом романе все герои, как говорил Шрек, похожи на луковицу: снимаешь один слой, а внутри дурно пахнущий другой, увы. Но это лечит, несмотря на то, что...
"...попав под поезд, не станешь утешаться тем, что видел его приближение."
Итак, (без спойлеров!)в небольшом английском городке Пэгфорд в глубокой провинции умирает естественной, но ранней смертью один из членов совета мэрии. Таким образом образуется вакансия, которую может занять достойный кандидат после соответствующего голосования. Проблема в том, что умерший оказывается незаменим. Единственный рыцарь без страха и упрёка – это мёртвый Барри Фейрбразер.
Перед нами предстают действующие члены совета и кандидаты – и все со своими семьями, проблемами, со своим отношением к району городка под названием "Поля", где живут неблагополучные слои населения. И со своими страшными или стыдными тайнами.
Особый акцент сделан на местной школе и подростках. Это как раз тот возраст, когда у детей происходит переоценка ценностей и сепарация от родителей. Я слушала "Вакансию" параллельно со "Скрюченным домишком" Кристи, и не могла не заметить похожих тем.
И там, и там писательницы рассматривают одну очень важную проблему: как реагирует ребёнок на подавление своей свободы? Сколько этой свободы родитель должен ему дать? Где грань между равнодушием и доверием? И – нужна ли ребёнку опека? По Кристи, Скрюченный домишко не давал детям большого семейства пойти в рост, отделиться от крепкого Дедова ствола и зажить полноценной жизнью. Все перекосы и уродливости характеров закладывались путём подавления личностей, при этом подавления из лучших побуждений.
Другое дело герои Роулинг. Здесь есть и те, кого грубо угнетают, и те, кто растёт будто сорняк у дороги, вопреки отсутствию заботы. Но самым неприятным типом оказывается тот, кому родители больше всего доверяют – сын психолога и замдиректора школы по кличке Пупс. Родители стараются изо всех сил, особенно мать. Но мальчишка в пылу погони за аутентичностью забывает о самых элементарных моральных принципах.
Вообще надо сказать, что и речь подростков, и их склонность к самоанализу и самобичеванию, к резким суждениям обо всём на свете, автор передаёт прекрасно. Как бы нам не хотелось подготовиться к подростковым бурям своих детей, они всегда застают врасплох, потому что все дети – да, банально: разные! Даже в одной семье есть тихие и забитые Сухвиндер одновременно с яркими бунтарями типа Кристал.
" ... Не полагается испытывать антипатию к родным детям; их полагается любить, несмотря ни на что, даже если они не таковы, как нам хочется, даже если мы, видя им подобных, спешим перейти на другую сторону улицы..."
Огромный плюс романа в том, что он – в который уж раз! – но очень правдиво говорит нам о т ом, что даже в самых "проблемных" семьях между людьми существует любовь, забота и ответственность. И очень горько, конечно, когда эту ответственность взрослые возлагают на детей. Каким бы взрослым и опытным не казался подросток, он всё ещё ребёнок, уязвимый и слабый. И очень хрупкий.
Мне очень понравилось, что подростки, ворвавшись в мир взрослых, в какой-то момент осознают, что не стоило этого делать. Пусть бы мышиная возня в стане родителей продолжалась сама, без их участия. Пусть бы они сбросили маски и показали свои настоящие лица сами, без помощи Призрака Барри Фейрбразера.
"Ошибка, которую допускало девяносто девять процентов человечества, заключалась, с точки зрения Пупса, в том, что люди стыдились быть собой и лгали, выдавая себя за других."
И, конечно, самой большой виной взрослых по отношению к детям является равнодушие. Причём волна равнодушия начинается даже не с Терри, матери Кристал, хотя визит к ней социального работника – это очень яркая картинка действительности.
Однако равнодушие к детям демонстрируют изначально те, кто вроде бы в нашем сознании должны быть чуткими: психолог Тесса и доктор Парминдер. Именно они оказывается теми, кто не замечает ужасных признаков трагедии прямо под своим носом, не прислушиваясь к детям и отбрасывая те сведения, которые они им дают.
А вершиной этой ледяной горы становится вопиющие равнодушие тех, кто могли бы всё изменить, прояви они хоть каплю внимания к Робби, которого встречают в опасной близости от реки. Колин, Саманта, Ширли... И лишь одна Саманта будет чуточку переживать по этому поводу.
Впрочем, проблемы взрослых между собой ничуть не менее глубоко показаны в книге. Кризис отношений и в семье, и в парах, причём удивительным образом даже самые "правильные" и симпатичные персонажи ведут себя порою абсолютно глупо и эгоистично.
Но ведь так оно в жизни и есть! Мы не идеальны. Даже Барри при всей своей прекрасности, оказывается, тоже был не во всём прав.
Очень советую. Роман по всем параметрам заслуживает внимания! Прошу прощения за многословность.
А вы читали? Будете? Обсудим? Очень хочу поговорить с теми, кто читал)
Другие рецензии и подборки можно найти по тегу #рецензияbibliojulia
#случайная вакансия #современная проза #роман #джоан роулинг