Как говорят отцы нашей Церкви, перед Пришествием на Землю Христа вся земля погрузилась в трясину идолопоклонства. По всей земле были построены жертвенники и капища языческие на которых приносились жертвы идолам.
Вся атмосфера земли наполнилась тогда этим чадом, запахом горелого мяса, то есть везде на углях жарились, сгорали животные, приносимые в жертву идолам. Знаете, у нас, например, во Флорине или ещё где-то в Греции, если на Пасху выйти на улицу, то сразу бьет в нос этот запах мяса жарящегося, от баранины, которую жарят на углях на Пасху у нас. А тогда никакой Пасхи, понятное дело, не было, а каждый день этот запах стоял в воздухе всей земли, весь воздух, вся атмосфера всей земли пахла жарящимся мясом, и дымка даже такая стояла над всею землёй, по причине вот этих самых, сжигаемых на идольских капищах жертв.
Вы читаете отрывок из пятого тома пятитомника архимандрита Епифания Хаджиянгу «Символ веры. Осмысление». Первый том можно купить по ссылке внизу, следующие тома готовятся нами к изданию. Будем рады вашему мнению в комментариях
Но, дорогие братья и сёстры, помимо духовной, религиозной тьмы, в которой находилось тогда человечество, существовало и нравственное его падение. И обычно всегда так именно и происходит: за религиозным неведением всегда следует нравственное падение.
Нравственное падение в ту эпоху перешло все границы. Все люди поработились бесчестным, постыдным страстям, как говорит святой апостол Павел. (См.Рим.1,26 и далее). Почему? Потому что этому предшествовал «неискусный ум» (См.Рим.1,28), как чуть дальше в той же главе говорит апостол Павел.
«Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства». (Рим.1:21-28)
То есть, их неискусный ум это был такой ум, который логически и здраво помыслить не может, вот какой это был ум. Люди предали себя самым низшим инстинктам и даже таким страстям, которые лежат ниже животных инстинктов. Человек некогда разумный, образ Божий, венец творения духовно пал до уровня животных, как, очень характерно уверяет пророк: «Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им» (Пс.48,13).
Дикость, жестокость, несправедливость, хищения, войны, преступления, блуд, прелюбодеяния, противоественные грехи господствовали везде. И люди не просто стали рабами страстей, но и обожествили свои страсти. «Кто побоялся бы тогда убить человека, — как выразительно говорит Илия Миниатис, — да и кто мог бы тогда этого испугаться? Ведь бояться убивать других было нечего, люди поклонялись богам кровожадным таким, например, как Арис (Марс)?
Кто постеснялся бы соблудить или совершить прелюбодеяние? Никто — ведь люди поклонялись "богам"- блудникам и "богиням"- блудницам, таким, как Афродита (Венера) или таким прелюбодеям-богам как Зевс (Юпитер). И это происходило ни где-нибудь, не в джунглях каких-нибудь далёких, а здесь, на нашей земле, в Элладе, среди настолько культурного народа. Зло далеко и глубоко распространяло свои корни на протяжении веков. Тысячелетиями зло распространяло свои ветви по всей Вселенной, по всем народам земли. Зло стало второй природой людей, сатана, как следует утвердил свой трон, свой престол на всей земле и все люди всей земли стали рабами его, его подчиненными. Сатана был царем земли, а все были подчинёнными ему».
Есть в святой Псалтири такой необыкновенно сильный образ: «Господь с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога. Вси уклонишася вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго» (Пс 13;2,3). То есть, некогда Бог склонился с небес, взглянул с небес на землю, чтобы посмотреть: может быть найдётся на ней какой-нибудь человек, который в Него верит, который знает Истинного Бога и старается жить по Его заповедям. Но, к несчастью, Бог не нашёл ни одного такого человека. То есть, все до одного уклонились и все сделались в равной степени непотребными, все уклонились от истинной веры, впали в прелесть, оказались негодными, пали в грехи и растление. И вот, восклицает пророк: «Нет ни одного, кто делал бы доброе, вообще ни одного человека!»
Таким-то вот, дорогие братья и сёстры, был мир перед тем, как Христос пришёл на землю, перед тем, как была основана Церковь. Как мы говорим обычно в рождественские дни, мир представлял из себя бескрайний хлев, бесконечный скотный двор, подобный тому самому хлеву, в котором родился Господь наш Иисус Христос — Вифлеемской пещере.
В следующий раз отец Епифаний продолжит толкование Символа веры. Подписывайтесь, пожалуйста, чтобы не пропустить
Читайте книги преподобного Паисия Святогорца и архимандрита Епифания Хаджиянгу