Найти тему
Минобрнауки России

Позднеантичные социальные сети

Белгородские ученые провели параллель между письмами IV–VI вв. и современными сообщениями в соцсетях

Историки Белгородского университета исследовали эпистолярные памятники и пришли к выводу о схожести сегодняшней и позднеантичной эпох по мировосприятию людей и их отношению к традиционным нравственным ориентирам.

Один из аспектов темы исследования лег в основу проблематики поддержанного Российским научным фондом гранта, в рамках которого под руководством Елены Литовченко реализуется проект «Социальные сети как механизм влияния в общественно-политической и духовной жизни латинского Запада в IV–VI вв.». В число исполнителей вошли молодые ученые и студенты историко-филологического факультета университета.

Ученые БелГУ убеждены, что позднеантичные сюжеты имеют сходные с современными проблемы, вызванные глобальными переходными процессами
Ученые БелГУ убеждены, что позднеантичные сюжеты имеют сходные с современными проблемы, вызванные глобальными переходными процессами

Исследователи Белгородского государственного национального исследовательского университета провели комплексный анализ сборников писем известных позднелатинских государственных деятелей, языческих и христианских лидеров и литераторов IV–VI вв. н.э. ― Авсония, Сидония Аполлинария, Аврелия Августина и др. Позднеантичные сюжеты оказались во многом сходны с современными высказываниями в соцсетях.

Руководитель научного коллектива, заведующая кафедрой всеобщей истории, доктор исторических наук Елена Литовченко считает, что роднят наши времена глобальные переходные процессы цивилизации и кризис идентичности, связанный с перемещением многих людей в чуждую этнокультурную среду.

«Все эти факторы сближают наше время с позднеантичной эпохой, отмеченной Великим переселением народов, падением Западной Римской империи и образованием варварских королевств на ее бывших территориях. Это время определяется как переходное, сложность изучения которого заключается в изменчивости, незавершенности его процессов. Стержневой его компонент ― имперское сознание ― утратил свой фундамент с развалом западной части империи. Все это привело к падению общего уровня культуры», — рассказала Елена Литовченко.
Достижения античной риторики интеллектуалы IV–VI веков «законсервировали» в переписке друг с другом
Достижения античной риторики интеллектуалы IV–VI веков «законсервировали» в переписке друг с другом

Историки обратили внимание на высказывание известного римского историка IV века Аммиана Марцеллина, который писал, что «людей образованных и серьезных избегали как скучных и бесполезных», а ведь именно с образованием связан процесс передачи культурных ценностей от поколения к поколению. Эту миссию взяли на себя представители интеллектуальной элиты, отражая и сохраняя в переписке все достижения риторической науки.

Поэт и ритор Авсоний, живший в IV веке н.э.
Поэт и ритор Авсоний, живший в IV веке н.э.

По мнению заведующей кафедрой всеобщей истории, сегодня так же остро ощущается проблема сохранения памяти в условиях всеобщей цифровизации, когда ушли в прошлое написанные от руки документы, несущие отпечаток личности автора.

«В наше время общение зачастую сводится к коротким сообщениям в социальных сетях с массой грамматических ошибок. На этом фоне представители современной интеллектуальной элиты, соблюдающие языковые нормы и формы вежливости, порой выглядят так, как воспринимались позднеантичные образованные аристократы невежественными массами», — подчеркнула доктор наук.
Рим пал, но эпистолографы сохранили коллективный дух античности
Рим пал, но эпистолографы сохранили коллективный дух античности

Комментируя результаты исследования, Елена Литовченко отметила, что позднеантичные эпистолографы сохраняли коллективный дух античности в позднеимперском и постимперском обществе, а обмен письмами для позднеантичного интеллектуала представлял собой такую же форму квазиреальности, как социальные сети для человека постмодерна, поскольку и там, и там живет образ личности, и конструируется образ мира.

«Сегодня для нас уже стала привычной ситуация, когда в виртуальной реальности формируется совсем другой образ человека, нежели в жизни: мы можем заменить свое подлинное лицо модной аватаркой, а в публикуемых постах выглядеть более значимо, весомо. Эпистолографы, стремясь оставить след в истории, точно так же создавали посредством писем определенный образ, как правило, благородного, образованного, титулованного и чрезвычайно востребованного человека, правда, во многих случаях это соответствовало действительности. Для обозначения этого феномена обычно применяют термин «самопрезентация», — отметила Елена Литовченко.
Аврелий Августин (он же Святой Августин) — богослов, труды которого оказали сильнейшее влияние на развитие западной философской мысли
Аврелий Августин (он же Святой Августин) — богослов, труды которого оказали сильнейшее влияние на развитие западной философской мысли

Изучив эпистолярные памятники, исследователи выяснили, что каждый эпистолограф переписывался с десятками (а то и сотнями) адресатов, почти все они относились к высшему социальному слою позднеантичного общества, формируя таким образом «эпистолярную сеть» — позднеантичный аналог современных социальных сетей. «Эпистолярные сети» сплачивали интеллектуалов в тесный круг единомышленников с общими интересами и взглядами, отделяя их от необразованных людей и варваров.