Найти в Дзене
Кабанов о плавании

Что за человек этот ребенок.

Прежде чем приступить к обучению плаванию детей от 1,5 до 5 лет - нужно познакомиться с этим удивительным миром детей без воды.

Первая часть главы - про педагогику и психологию, вторая - про физиологию.

Педагогика и психология.

Многие принципы своей работы, а также понимание, как устроен человек в психолого-педагогическом плане я почерпнул из книг Людмилы Петрановской (особенно из книги Тайная опора), поэтому очень рекомендую к знакомству.

Здесь лишь кратко изложу каких принципов на занятиях придерживаюсь я.

  • У ребенка нет цели научится плавать. Это означает, что такая цель есть только у нас, потому что мы точно понимаем какие шаги нужно предпринять, чтобы достичь, этой цели. Поэтому прошу не огорчатся, если у ребенка есть другое видение ситуации и понимание того, что ему необходимо;
  • Безопаснее всего со своим взрослым или знать, что он где-то рядом и его можно позвать. Для детей до 5 лет остаться без своего взрослого - это означает смерть (так уж устроен многовековой инстинкт выживания человека). И пока этот страх есть, достойного обучения не получится. Совет (для инструкторов): если ребенку нужно к родителю - то ребенку нужно к родителю. Значит мы не смогли его увлечь или у ребенка есть устойчивое переживание о потере своего взрослого. Совет (для родителей): прошу исключить из методик забирания с детской площадки или игровой комнаты слова типа «Я тебе тут оставлю» или «Сейчас тебя дядя заберет», или «Я ухожу, а ты тут оставайся». Так, в глазах ребенка, мы взрослые, те кто защищает его, признаемся, что отказываемся от него. И вместо послушания получаем неустойчивые родительско-детские отношения;
  • Самое сложное, но оно же и самое замечательное в обучении плаванию, что мы (взрослые) не можем сделать это за ребенка. А значит нам остается лишь создавать условия и ситуации, в которых наш пловец, научится дружить и взаимодействовать с водой. Иногда делая это так, что ребенок даже не всегда понимал, как он пришел к той или иной цели;
  • Нужно быть честным. Дети чувствуют обман, а если вас разоблачат, то есть вероятность, что в следующий раз уже не поверят. Так я однажды сказал, что буду держать пловца на руках, а сам предательски опусти его под воду. Такой обиды я никогда больше не видел в глазах ребенка. Так долго, больше ни с кем не добивался доверия к себе вновь;
  • Дайте ему попробовать! Как бы страшно не было, но за время обучения ребенок обязательно бесконтрольно нырнет, втянет носом воду, прыгнет «плашмя» в воду и все это будет сделано для опыта. Мы можем тысячу раз объяснять, как не вкусно пить носом, но только свой опыт будет ярче тысячи слов. Именно так будет понятно, как надо или не надо делать.
  • Будьте эмоциональны. Это не обязательно должны быть какие-то возгласы или крики, достаточно улыбки или одобрительного взгляда, а иногда и небольшая обеспокоенность или суровые брови. Так же если ребенок испугался, но ситуации не представляет опасности, прошу реагировать спокойно или с юморком, потому что если у Вас на лице будет страх, то для ребенка это будет сродни вселенского ужаса, ведь вы в его глазах самый бесстрашный человек. Не могу описать важность этого пункта, так как таких нет слов одни эмоции;
  • Не поощряйте, когда это не нужно. Так дети начнут выполнять элементы плавания не потому что они хотят этого, а потому что им за это что-то будет. Так мы быстро отучим ребенка изучать мир «просто так».

Физиология.

Я выбрал возраст от 1,5 до 5 лет не случайно, так как у этого возраста есть много общих черт в физиологии. Абсолютно согласен, что дети в этом возрасте чуть ли не каждый месяц меняются и кризис 3х лет никто не отменял, но все же общие рекомендации я уже смог выделить. Дети уже в этом возрасте умеют ходить или доосваивают ходьбу, появляется речь. Наравне с этим появляется «общая осознанность». Теперь ребенка можно увлечь на игре с одним предметом, ведь внимание теперь можно удерживать дольше.

Прошу использовать только те упражнения, которые вы понимаете и знаете зачем оно необходимо. Потому, что не все движения одинаково полезны.

Я резко против динамической гимнастики. Плюсов не нашел, зато минусов предостаточно.
Я резко против динамической гимнастики. Плюсов не нашел, зато минусов предостаточно.

Настоятельно не рекомендую тянуть ребенка за руки вверх. Если нужно понимание почему так не делаем, то рекомендую прочитать статью компетентного реабилитолога https://www.instagram.com/s/aGlnaGxpZ2h0OjE3ODU0NzcwNzUyMjM1NTc1?story_media_id=2377315796036079720_2066458504&utm_medium=share_sheet