Недавно ко мне обратилась мама ученицы, которая заканчивает 4 класс престижной петербургской гимназии с углубленным изучением английского языка. Иностранный язык там преподают с 1 класса. Девочка в 4 классе не знала английский алфавит, не могла читать и не знала, как произносятся звуки, потому что ее этому никто не научил!
Прежде чем я продолжу свой рассказ, хочу представиться. Меня зовут Елизавета. Я - преподаватель английского языка. Заканчиваю факультет международных отношений СПбГЭУ и иду на красный диплом. Я работаю с детьми и взрослыми уже больше 4 лет. Я очень люблю свою работу, а мои ученики влюбляются в английский и сдают экзамены на 90+ баллов. У меня есть цель создать собственную онлайн-школу английского языка.
Моя ученица много болела и пропускала занятия. В школе им посоветовали нанять репетитора, поскольку у самой учительницы в классе 30 человек и таких классов несколько. Возиться с каждым она не успевает, да и вряд ли хочет. Это одна из проблем нашего школьного образования. У учителей нет времени объяснять что-то каждому ученику.
Вторая проблема - страх ошибиться. Когда я начала заниматься со своей ученицей, я заметила, что она очень боится ошибок. В школе ей могут поставить 2, родители дома наругают, поэтому она боялась раскрыть рот и что-то сказать на английском. И с этим страхом она дожила бы до окончания обучения в школе, потом окончила университет, так и не научившись говорить на английском.
Соответственно, одноклассников моей ученицы ждет именно такой путь. Школа, университет, неумение говорить и понимать английский. Потому что у них будет уже подсознательный страх насмешек от других или страх ошибок. Но носители вообще не волнуются, как они говорят. Можно знать английский не так хорошо, но уметь донести информацию простым языком так, что вас все поймут. А можно знать английский отлично, но вас никто не поймет.
Это называется ориентированность на собеседника. Когда вы боитесь ошибки и думаете о том, как вы будете выглядеть в глазах другого человека - вы не ориентированы на собеседника и вас не поймут. Когда вы уверены в себе, не боитесь ошибок, ориентированы на собеседника - у вас все получается. Я поняла это, когда стала сама пробовать общаться с иностранцами и тренировать свои разговорные навыки. И объяснила это своей ученице.
Третья важная проблема в школьном образовании это то, что нас не учат учиться, нас не учат говорить. Вместо этого, моя ученица просто зазубривала темы, не понимая значения слов и всего этого безумного процесса. Вы с иностранцами топиками разговаривать будете? Такой вопрос мне всегда хочется задать тем, кто придумывает школьную учебную программу.
О том, что такое фонетика моя ученица даже не знала и не слышала. А уж слово транскрипция и эти непонятные значки рядом со словами в словарях, обозначающие звуки английского слова, оказались вообще чем-то страшным и пугающим девочку. А ведь это основа основ! Моя бабушка была журналистом и очень хорошо знала английский. Поэтому с самого детства я была знакома с фонетикой и транскрипцией. Именно поэтому мое произношение было лучшим во всем классе.
Конечно, с моей ученицей мы начали работать над фонетикой, потом перешли к чтению и разговорному языку. Она постепенно перестала бояться, стесняться, начала понимать, как читать и как произносить слова. Я смогла создать доверительную и приятную для ребенка обстановку. Я никогда не ругаю своих учеников, а стараюсь направить, мотивировать и доказать, что ошибок бояться не нужно. Вы же только учитесь!
Но не у всех есть деньги на репетитора. Поэтому если школьное образование оставляет желать лучшего, то нужно пробовать самим искать выходы и пути решения страха разговаривать на английском.
Поделитесь в комментариях, какие вы видите пути решения проблемы школьного образования?
Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.