Найти тему
Хакнем

Куда мы идём под флагом оптимизации и повышения эффективности

Оглавление

Педагогика и автопром (оптимизация в автопроме с помощью педагогики)

Педагогика – наука о воспитании и обучении (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой).

Автомоби́льная промы́шленность (автомобилестрое́ние) — отрасль промышленности, осуществляющая производство безрельсовых транспортных средств (например, автомобилей, мотоциклов и повозок), преимущественно с двигателями внутреннего сгорания (Википедия).

Педагогическая наука имеет отношение к любой деятельности человека, так как для реализации любой деятельности сначала человека нужно ей обучить, а если он уже умеет, то переучить.

Авторские права на изображение принадлежат медиагруппе "Хакнем" и защищены товарным знаком ®️
Авторские права на изображение принадлежат медиагруппе "Хакнем" и защищены товарным знаком ®️

В данной статье описана виртуальная ситуация, когда педагогика помогает оптимизировать автомобилестроение.
Но она под копирку «снята» с реальной ситуации в школах и колледжах.
Только в нашем примере «вклад» педагогической науки очевиден, а в школах и колледжах он очевиден только думающим учителям (к счастью, таких крайне мало, а то бы в стране ширилось движение учителей против существующей системы документации).

Вставляет рабочий лобовое стекло в машину. Простейший и всем понятный процесс. Нормальные люди считают единственным результатом работы – правильно и надёжно установленное лобовое стекло.

А теперь давайте осуществлять этот несложный процесс с привлечением педагогики.
Допустим, что страна выделила кучу денег на то, чтобы педагогические институты оптимизировали процедуру установки лобового стекла. Волшебное слово «ДЕНЬГИ» сразу убило мысль о том, что для создания двухстраничной инструкции институты не нужны, да и старая инструкция не так плоха. Толпа докторов педагогических наук, которые видели стекла на автомобилях, но сами ни разу их не вставляли, бросилась разрабатывать авторские концепции установки лобовых стекол.

Авторские права на изображение принадлежат медиагруппе "Хакнем" и защищены товарным знаком ®️
Авторские права на изображение принадлежат медиагруппе "Хакнем" и защищены товарным знаком ®️

В результате появляется компетентностная модель установщика лобовых стекол. Открываются курсы по всей стране, на которых рабочих, вставляющих лобовые стекла, обучают психологии, менеджменту и всему, что можно связать со словами «стекло» и «рабочий».

Теперь, перед установкой каждого стекла, наш рабочий должен написать план работы, в котором необходимо указать, что его задача – защитить пассажиров от дождя, встречного ветра и пыли. А после того, как стекло уже вставлено, он должен уметь подробно рассказать, какой коэффициент преломления у этого стекла, при каких условиях оно может запотеть и т.д.

На понятные просьбы рабочего разрешить пользоваться одним и тем же планом для одной и той же операции он получает отказ. План надо написать для каждого вставляемого стекла с указанием даты и времени. Ему это объясняют влиянием плана на качество работы: нет нового плана – нет качества. Но мы понимаем, что нет документации – не надо её проверять – не создать новых структур по её проверке. А какой смысл затевать оптимизацию, если при этом не создаются новые высокооплачиваемые структуры?

Представьте себе инструкцию по установке лобового стекла на автомобиль на 3000 страниц, в которой 1 страница не изменена, она описывает операции по установке стекла, а 2999 страниц – все, что никак не связано с непосредственной установкой, но имеет отношение к стеклу, рабочему, автомобилю, дорогам, гаишникам, автотранспорту вообще и т.п. Добавьте к этому ещё то, что каждый квартал наш рабочий должен напечатать 20 страниц творческого отчета о работе и в нём отразить все основные мысли, записанные на 2999 страницах.

Авторские права на изображение принадлежат медиагруппе "Хакнем" и защищены товарным знаком ®️
Авторские права на изображение принадлежат медиагруппе "Хакнем" и защищены товарным знаком ®️

Ну и для полного понимания масштабов представьте себе некую структуру, которая контролирует процесс установки лобовых стекол. Её сотрудники не испытывают лобовые стекла на машинах. Они проверяют документацию, но не у рабочего, а у его мастера и у директора.

Нормальная реакция рабочего: «Вы там что, все охренели? Вы зачем меня бумагами завалили? Неужели вам не понятно, что это мне мешает вставлять стекла? Почему я за свои 20 000 руб. должен ещё и над бумагами сидеть?»

Но его мастер получает уже не 20 000, а 100 000 руб. Стоит держаться за место. Он быстро приспосабливается. Вместо проверки дисциплины рабочих и качества их работы мастер начинает выбивать из рабочих планы и отчеты. Если раньше он выгонял пьяниц и бракоделов, то теперь рабочие могут приходить пьяными, вставлять стекла кое-как, лишь бы отчеты были в порядке.

Директор вообще получает 500 000 руб. Он тем более готов к любым переменам, которые поступают сверху. Поэтому он тоже не воюет за качество своей продукции. Он «жучит» мастеров, у которых плохо составлены отчеты и планы рабочими.

А теперь представьте, что рабочие (установщики лобовых стекол) – женщины, которые привыкли слушаться начальство и боятся массово возмущаться. Они только между собой обсуждают глупости новой огромной инструкции и её убийственное влияние на качество выполнения плана, от которого никого не освободили.

Журналисты пытаются помочь нашим рабочим. Они задают неудобные вопросы министру автопрома. А тот совершенно бессовестно отвечает: «Никаких проблем! Рабочие должны руководствоваться только тремя страницами инструкции». Более того, он приводит примеры каких-то частных автомастерских, в которых рабочие прекрасно устанавливают лобовые стекла в новых условиях.

При этом слова министра никак не влияют на ситуацию, точнее на количество отчетов, сдаваемых установщиками стекол. Более того, лучшие по отчетам установщики лобовых стекол переходят в обучающие организации учить своих коллег.

Что происходит дальше? Это же очевидно. Вся страна начинает замечать явное ухудшение качества установки лобовых стекол на автомобилях. Правительство не может оставаться в стороне. Оно изыскивает новые деньги и отдает их педагогическим институтам со словами: «Ребята, думайте, меняйте концепцию, разрабатывайте новые инструкции, поднимайте качество установки лобовых стекол».

«Ребята» подумали и поменяли концепцию. Принципиально новый взгляд на проблему при наличии практически неограниченных средств был таким: меняем название «лобовые стекла» на более общее и всем понятное «окна», название процесса «установка лобовых стекол» меняем на «исполнение окон», добавляем к физике защиты пассажиров от непогоды физику теплопередачи с интегралами и повысим правовую грамотность «исполнителей окон». Мы предвидим всеобщее недоумение в связи с новыми названиями, поэтому откроем во всех областях РЦОКИО – региональные центры оценки качества исполнения окон. Они будут внедрять наши новые наработки и объяснять всей стране, что «установщик лобовых стекол» – неправильное название, а правильное – «исполнитель окон». В них мы в качестве преподавателей соберем пассивных гомосексуалистов. Они – ребята с фантазией, хитро намыленные, справятся.

Ребята с фантазией поразмыслили и придумали сделать программы, облегчающие учёт и классификацию отчетов и планов по «исполнению окон». Набрав под это денег у государства, они «раздули» свои штаты вдвое и сделали 3 вида программ: для исполнителей, мастеров и директоров заводов и автохозяйств. Теперь к ним выстраивались целые потоки желающих переучиться на новые термины и новые программы.

Авторские права на изображение принадлежат медиагруппе "Хакнем" и защищены товарным знаком ®️
Авторские права на изображение принадлежат медиагруппе "Хакнем" и защищены товарным знаком ®️

Понятно, что программы писали люди, которых сейчас называют «голубыми в плохом смысле этого слова», просто других технических специалистов в педагогике мало. Эти программы постоянно отказывают и зависают. Но особенно в них бесит раздел, в котором требуется отвечать на вопросы о конституции Российской Федерации и коэффициентах теплопередачи стекла.

У каждого «исполнителя окон» на рабочем месте появился компьютер. Из всех утюгов звучит, что «исполнители окон» теперь не просто рабочие, а супер-рабочие, что скоро «окна» во всех машинах будут «исполнены» с высочайшим качеством. Однако, теперь у каждой второй машины лобовое стекло отваливается в течение недели после выезда со станции техобслуживания.

«Исполнители» после работы за отдельную плату вставляют стекла получше, с гарантией полгода.

Вот таким мне видится влияние академической педагогики на любые процессы. Наука ради науки, ради денег, ради творчества (и всегда под флагом оптимизации и повышения эффективности), но только не для того, чтобы облегчить простым учителям жизнь или реально повысить эффективность их работы.

Автор: Дмитрий Карпеев

#хакнем_посты (рубрика для размещения постов подписчиков)

Хотите опубликовать свой пост в «Хакнем»? Напишите нам на почту: story@haknem.com

-5

Подписывайтесь на канал Хакнем по ссылке , обсудим вместе новые статьи наших авторов!