Педагогика и автопром (оптимизация в автопроме с помощью педагогики)
Педагогика – наука о воспитании и обучении (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой).
Автомоби́льная промы́шленность (автомобилестрое́ние) — отрасль промышленности, осуществляющая производство безрельсовых транспортных средств (например, автомобилей, мотоциклов и повозок), преимущественно с двигателями внутреннего сгорания (Википедия).
Педагогическая наука имеет отношение к любой деятельности человека, так как для реализации любой деятельности сначала человека нужно ей обучить, а если он уже умеет, то переучить.
В данной статье описана виртуальная ситуация, когда педагогика помогает оптимизировать автомобилестроение.
Но она под копирку «снята» с реальной ситуации в школах и колледжах.
Только в нашем примере «вклад» педагогической науки очевиден, а в школах и колледжах он очевиден только думающим учителям (к счастью, таких крайне мало, а то бы в стране ширилось движение учителей против существующей системы документации).
Вставляет рабочий лобовое стекло в машину. Простейший и всем понятный процесс. Нормальные люди считают единственным результатом работы – правильно и надёжно установленное лобовое стекло.
А теперь давайте осуществлять этот несложный процесс с привлечением педагогики.
Допустим, что страна выделила кучу денег на то, чтобы педагогические институты оптимизировали процедуру установки лобового стекла. Волшебное слово «ДЕНЬГИ» сразу убило мысль о том, что для создания двухстраничной инструкции институты не нужны, да и старая инструкция не так плоха. Толпа докторов педагогических наук, которые видели стекла на автомобилях, но сами ни разу их не вставляли, бросилась разрабатывать авторские концепции установки лобовых стекол.
В результате появляется компетентностная модель установщика лобовых стекол. Открываются курсы по всей стране, на которых рабочих, вставляющих лобовые стекла, обучают психологии, менеджменту и всему, что можно связать со словами «стекло» и «рабочий».
Теперь, перед установкой каждого стекла, наш рабочий должен написать план работы, в котором необходимо указать, что его задача – защитить пассажиров от дождя, встречного ветра и пыли. А после того, как стекло уже вставлено, он должен уметь подробно рассказать, какой коэффициент преломления у этого стекла, при каких условиях оно может запотеть и т.д.
На понятные просьбы рабочего разрешить пользоваться одним и тем же планом для одной и той же операции он получает отказ. План надо написать для каждого вставляемого стекла с указанием даты и времени. Ему это объясняют влиянием плана на качество работы: нет нового плана – нет качества. Но мы понимаем, что нет документации – не надо её проверять – не создать новых структур по её проверке. А какой смысл затевать оптимизацию, если при этом не создаются новые высокооплачиваемые структуры?
Представьте себе инструкцию по установке лобового стекла на автомобиль на 3000 страниц, в которой 1 страница не изменена, она описывает операции по установке стекла, а 2999 страниц – все, что никак не связано с непосредственной установкой, но имеет отношение к стеклу, рабочему, автомобилю, дорогам, гаишникам, автотранспорту вообще и т.п. Добавьте к этому ещё то, что каждый квартал наш рабочий должен напечатать 20 страниц творческого отчета о работе и в нём отразить все основные мысли, записанные на 2999 страницах.
Ну и для полного понимания масштабов представьте себе некую структуру, которая контролирует процесс установки лобовых стекол. Её сотрудники не испытывают лобовые стекла на машинах. Они проверяют документацию, но не у рабочего, а у его мастера и у директора.
Нормальная реакция рабочего: «Вы там что, все охренели? Вы зачем меня бумагами завалили? Неужели вам не понятно, что это мне мешает вставлять стекла? Почему я за свои 20 000 руб. должен ещё и над бумагами сидеть?»
Но его мастер получает уже не 20 000, а 100 000 руб. Стоит держаться за место. Он быстро приспосабливается. Вместо проверки дисциплины рабочих и качества их работы мастер начинает выбивать из рабочих планы и отчеты. Если раньше он выгонял пьяниц и бракоделов, то теперь рабочие могут приходить пьяными, вставлять стекла кое-как, лишь бы отчеты были в порядке.
Директор вообще получает 500 000 руб. Он тем более готов к любым переменам, которые поступают сверху. Поэтому он тоже не воюет за качество своей продукции. Он «жучит» мастеров, у которых плохо составлены отчеты и планы рабочими.
А теперь представьте, что рабочие (установщики лобовых стекол) – женщины, которые привыкли слушаться начальство и боятся массово возмущаться. Они только между собой обсуждают глупости новой огромной инструкции и её убийственное влияние на качество выполнения плана, от которого никого не освободили.
Журналисты пытаются помочь нашим рабочим. Они задают неудобные вопросы министру автопрома. А тот совершенно бессовестно отвечает: «Никаких проблем! Рабочие должны руководствоваться только тремя страницами инструкции». Более того, он приводит примеры каких-то частных автомастерских, в которых рабочие прекрасно устанавливают лобовые стекла в новых условиях.
При этом слова министра никак не влияют на ситуацию, точнее на количество отчетов, сдаваемых установщиками стекол. Более того, лучшие по отчетам установщики лобовых стекол переходят в обучающие организации учить своих коллег.
Что происходит дальше? Это же очевидно. Вся страна начинает замечать явное ухудшение качества установки лобовых стекол на автомобилях. Правительство не может оставаться в стороне. Оно изыскивает новые деньги и отдает их педагогическим институтам со словами: «Ребята, думайте, меняйте концепцию, разрабатывайте новые инструкции, поднимайте качество установки лобовых стекол».
«Ребята» подумали и поменяли концепцию. Принципиально новый взгляд на проблему при наличии практически неограниченных средств был таким: меняем название «лобовые стекла» на более общее и всем понятное «окна», название процесса «установка лобовых стекол» меняем на «исполнение окон», добавляем к физике защиты пассажиров от непогоды физику теплопередачи с интегралами и повысим правовую грамотность «исполнителей окон». Мы предвидим всеобщее недоумение в связи с новыми названиями, поэтому откроем во всех областях РЦОКИО – региональные центры оценки качества исполнения окон. Они будут внедрять наши новые наработки и объяснять всей стране, что «установщик лобовых стекол» – неправильное название, а правильное – «исполнитель окон». В них мы в качестве преподавателей соберем пассивных гомосексуалистов. Они – ребята с фантазией, хитро намыленные, справятся.
Ребята с фантазией поразмыслили и придумали сделать программы, облегчающие учёт и классификацию отчетов и планов по «исполнению окон». Набрав под это денег у государства, они «раздули» свои штаты вдвое и сделали 3 вида программ: для исполнителей, мастеров и директоров заводов и автохозяйств. Теперь к ним выстраивались целые потоки желающих переучиться на новые термины и новые программы.
Понятно, что программы писали люди, которых сейчас называют «голубыми в плохом смысле этого слова», просто других технических специалистов в педагогике мало. Эти программы постоянно отказывают и зависают. Но особенно в них бесит раздел, в котором требуется отвечать на вопросы о конституции Российской Федерации и коэффициентах теплопередачи стекла.
У каждого «исполнителя окон» на рабочем месте появился компьютер. Из всех утюгов звучит, что «исполнители окон» теперь не просто рабочие, а супер-рабочие, что скоро «окна» во всех машинах будут «исполнены» с высочайшим качеством. Однако, теперь у каждой второй машины лобовое стекло отваливается в течение недели после выезда со станции техобслуживания.
«Исполнители» после работы за отдельную плату вставляют стекла получше, с гарантией полгода.
Вот таким мне видится влияние академической педагогики на любые процессы. Наука ради науки, ради денег, ради творчества (и всегда под флагом оптимизации и повышения эффективности), но только не для того, чтобы облегчить простым учителям жизнь или реально повысить эффективность их работы.
Автор: Дмитрий Карпеев
#хакнем_посты (рубрика для размещения постов подписчиков)