В 90-е годы прошлого века по миру искусства и моды прокатилась волна смертей знаменитостей. Как правило, они заражались ВИЧ от гомосексуальных партнёров и через некоторое время умирали от СПИДа.
Мой сегодняшний герой, звезда эпохи в моде, занял достойное место в блестящем созвездии первых селебрити, умерших от СПИДа в 90-х - Фредди Меркьюри, Рока Хадсона, Рудольфа Нуриева, Айзека Азимова, Либераче...
Холстон, звезда дизайна, гений, изменивший мировую моду, сделавший свое имя самым продаваемым брендом Америки, легенда 70-х, имя- символ... Его карьера подобна сверкающей ракете - громкий старт, яркий полет, роковое крушение из-за нелепой ошибки управления.
Я восторгаюсь этим человеком и хочу, чтобы о его блистательной жизни вспомнили мои читатели.
Рой Холстон родился в американской глубинке в 1932 году. Его отец, бухгалтер, иммигрант из Норвегии, был человеком крутого нрава, поколачивал мать, типичную американскую домохозяйку, доставалось и двоим детям. Рой очень любил мать и старался порадовать её, украшая скучные дешёвые шляпки и перешивая старенькие платья.
В начале 50-х Рой оказался в Чикаго и начал создавать шляпки. В послевоенные времена женщинам хотелось отказаться от скучных строгих военных платьев, больше похожих на униформу. Мужья вернулись с фронта и начали зарабатывать деньги, а жены вернулись на кухни с оборонных заводов, и хотели быть привлекательными и элегантными. Стиль Нью лук, разработанный Кристианом Диором, надел на женщину с осиной талией - голодные военные годы помогли - пышную юбку и узкий приталенный лиф. Платья выглядели шикарно и логично тянули за собой обязательные перчатки и шляпку.
Шляпки были обязательной деталью гардероба и богатых, и бедных, дама с непокрытой головой в те годы - нонсенс.
Рой фонтанировал идеями. Ему удалось открыть шляпный магазин в Чикаго, и дело пошло.
Фитиль под ракетой его успеха зажгла газета "Чикаго трибьюн": в заметке об инаугурации вновь избранного президента США Джона Ф. Кеннеди упоминалось, что Первая леди была одета в платье - пальто от Олега Кассини и шляпку - таблетку от Роя Холстона.
На следующий день в салоне Холстона ещё до обеда "таблеток" было продано больше, чем в соседней аптеке. Начиная с 1961 года шляпка- таблетка стала самым популярным дамским головным убором.
Но эпоха шляпок заканчивалась, спрос на этот женский головной убор почти иссяк. И Холстон начал разрабатывать линию женской одежды.
Рой Холстон перебрался в Нью-Йорк и открыл шикарный салон на Мэдисон-авеню. Именно в эти годы он становится мононимом и просит называть его просто - Холстон.
Придерживаясь принципа - женщина должна быть шикарна даже в самом простом платье - Холстон шьёт платья из шифона и шёлка. Именно он создал свободные балахоны, которые впоследствии будут ассоциироваться с именем Аллы Пугачевой и почему-то считаться изобретением советских модельеров.
Холстона поддерживала богатейшая миссис Эстель Марш, благодаря её щедрому спонсорству дизайнер мог полностью сосредоточиться на творчестве. Холстон умел использовать связи своих богатых клиенток, которые были в восторге от его прекрасных, но порой парадоксальных платьев. Руководитель его рекламного отдела Мэри отправилась к алтарю в бархатном платье от Холстона темно- нефритового цвета. Её жених, мистер Лоуренс, хозяин авиакомпании Бранифф Интернешнл эрлайнс, увидев у алтаря невесту в темно- зелёном, обомлел и тут же попросил Холстона разработать дизайн формы для всех без исключения служб своей компании. Стюардессы, пилоты, контролёры и кассиры компании облачились в шикарную форму от Холстона.
И вот уже "Ньюсвик" назвал Холстона главным модельером Америки.
Холстон становится популярным среди голливудской элиты. Молодой, красивый, обаятельный, он привлекает к себе женщин. Среди его клиенток замечены
Элизабет Тейлор
Глория Свенсон
Грета Гарбо
Лорен Бэколл
Марго Хемингуэй
Холстон стал особенно близок с Лайзой Минелли, которой помогал создать имидж настоящей звезды.
На свадьбу с Джеком Хейли Минелли разумеется отправилась в одежде от Холстона. Дочь Дороти вышла замуж за сына Железного дровосека в ярко- жёлтом костюме. (Мать Минелли Джуди Гарланд сыграла вместе с отцом жениха в знаменитом фильме "Волшебник страны Оз", где прозвучала одна из самых популярных песен в истории кино Somewhere over the rainbow
Впервые в истории модельер- звезда начал создавать модели прет-а-порте, готовую массовую одежду доступной ценовой категории. И в этом амплуа Холстон вошёл в историю моды, создав знаменитые платья- рубашки, которые носили все.
Холстон не отказался от принципа "женщина должна иметь шик", и шил платья - рубашки из сверхмягкой и приятной в носке искусственной замши.
Холстон был уверен, что на одежде не должно быть того, что "не работает". Бант не завязывается, отпороть его! Пуговицы не застёгиваются? Долой! Молния не застёгивается? Убрать! Одежда должна быть прежде всего удобной и приятной в носке, а о красоте вообще не спорили - у Холстона это была данность.
Подлинную революцию Холстон произвел, продвинув на первые позиции женские брюки. Он считал, что именно брюки дадут женщине свободу, позволят свободно сесть на любую мебель, или в спортивный низкий автомобиль. "Женские брюки настолько удобны, что они с нами надолго, или даже навсегда,"- говорил Холстон.
Карьера Холстона поднялась на новую высоту, когда знаменитая парфюмерная фирма Макс фактор предложила кутюрье создать его первые женские духи.
Человек с безупречным вкусом, Холстон понимал, что аромат без оригинального флакона ничто. Флакон Холстон классик - самостоятельное произведение искусства, над которым Холстон работал вместе с безнадёжно влюблённой в него и его талант женщиной, Эльзой Перетти.
Флакон был создан по мотивам маленькой вазочки- подвески, которую Холстон иногда украшал живым цветком.
Уникальный флакон производили вручную, на этом настоял Холстон. Несмотря на удорожание духов, флакон сам по себе привлекал внимание - скошенная чуть вбок крышечка делала флакон живым, движущимся.
Опасения Макс фактора не оправдались. Духи Холстон классик разлетались, как горячие пирожки, и принесли фирме более 30 миллионов долларов.
В 1983 году компания Холстона заключила лицензионное соглашение с сетью универмагов бюджетных товаров J.C. Penney на миллиард долларов. Отныне Холстон ставил свое имя на все товары не дороже 200 долларов - он выпускал одежду, носки, аксессуары, косметику, чемоданы... Лицензионное соглашение давало право хозяевам сети ставить имя Холстон на все товары, создаваемые для их сети. Холстон работал сутками, но ничего не успевал. Ему всё чаще требовался допинг.
Однако линия "Холстон III" для сети не пользовалась спросом и была снята с производства. Но и здесь Холстон совершил революцию - после него многие ведущие дизайнеры стали сотрудничать с сетями по продаже бюджетных товаров.
Начиная с 1983 года права на компанию Холстона неоднократно перепродавались, переходили из рук в руки, пока не были куплены компаний Ревлон.
Произошло непостижимое - в результате ряда неосторожных бизнес- решений Холстон утратил право на собственное имя. Ему было запрещено выпускать любые товары под своим именем. Он получал миллион долларов ежегодно только за то, чтобы ничего не делать.
Он создавал платья для друзей, оформлял спектакли, но все прекрасные изделия были "ни от кого".
Его костюмы для балетов Марты Грэм вошли в историю искусства как самостоятельные выдающиеся произведения.
Линию одежды в Ревлон продолжили создавать другие дизайнеры, но на одежде стояло имя Холстона. В 1990 году все было кончено - линия "Холстон IV" закрылась.
Холстон так и не смог вернуть себе своё имя. Впрочем, в конце 80-х у него появились более серьезные проблемы, подводило здоровье.
У Холстона в жизни было две главные женщины и один мужчина.
Лайза Минелли была близкой подругой дизайнера.
Эльза Перетти любила его и хотела связать с ним свою жизнь.
Необыкновенно красивая, талантливая, она смогла стать ведущим дизайнером дома Тиффани, и создала для него украшения, ставшие классикой. Но Холстон рассорился с Эльзой. Он даже сжёг в камине бесценную соболиную шубу - гонорар Эльзы за флакон для духов.
Мужчиной жизни и, как оказалось, смерти Холстона был Виктор Гюго, художник из Венесуэлы.
Человек свободной профессии и свободных нравов, Виктор сумел долгие годы удерживаться рядом с дизайнером, воруя из квартиры полотна Энди Уорхола.
Круг Холстона - высший эшелон американской богемы со штаб- квартирой в легендарном клубе Studio 54. Наркотики, алкоголь, беспорядочные связи...
Скорее всего ВИЧ Холстон получил от Виктора, который закончил свою карьеру оформителя в модном доме Холстон, а начинал её как эскорт в ночных клубах.
В 1988 году Холстон узнал, что болен. Предприимчивый бывший партнёр шантажировал Холстона, угрожая передать в СМИ пикантное домашнее видео. Холстон откупился от негодяя, заплатив миллион долларов.
Гений моды отправился в долгое путешествие по восточному побережью. Холстон скрывал, что у него ВИЧ, и говорил всем, что болен раком.
Собственно, так и было - великий модельер современности умер от саркомы Капоши, одного из грозных осложнений СПИД.
Великому модельеру было 57 лет.
Ссылки по тексту: