Гуляя по любому городу, человек может наткнуться на такое явление, как граффити (уличная живопись). Свернув с главных улиц города во дворы и оторвавшись от памятников архитектуры, можно всегда заметить рисунок или надпись на стене. И часто уличная живопись может восприниматься зрителем по-разному: от произведения искусства до вандализма. Но куда же относить такой неоднозначный способ самовыражения, если есть как мозолящие глаз рисунки, так и целые картины, поражающие воображение. Попробуем разобраться, прогулявшись по Санкт-Петербургу!
Граффити "Виктор Цой"
"Песен еще ненаписанных, сколько?
Скажи, кукушка, пропой."
Первым местом нашей произвольной экскурсии станет портрет известного советского рок-музыканта и певца.
Этот поражающий своей живостью рисунок уже был закрашен и не раз страдал от рук вандалов, однако каждый раз художники восстанавливали его. Как можно понять, сам портрет расположен во дворе, поэтому наткнуться на него, прогуливаясь по главным улицам города нельзя.
Декоративное граффити Вагон метро
Дальнейшим местом нашего путешествия станет граффити Вагон метро.
Это удивительное по своей природе граффити удивляет своей креативностью! И поэтому "Вагон метро" служит позитивным примером уличного искусства. Не каждый разглядит в списанном вагоне возможность создать стрит-арт, это уж точно. И такой милый вагончик можно найти на улице Циолковского!
Исторические дворы на Гороховой
Еще одной нашей остановкой станет этот удивительный двор. Такие яркие картинки радуют глаз, а у каждой своя удивительная история! Например, дворник появился на стене к трёхсотлетию Адмиралтейского района. Нельзя не отметить и удивительную деталь: изображения позволяют зрителю сделать невозможное - отправиться в прошлое. Ворота так и манят зайти и посмотреть.
Достойные упоминания граффити!
Как могут люди считать такие произведения искусства примерами вандализма?! Как рука поворачивается зарисовывать их краской или закрашивать чем-то другим? Это же удивительные и поражающие своей красотой рисунки!
Какова же грань между искусством и вандализмом?
Многие граффити, представленные в статье, являются примерами удивительного труда художников. Однако, для граффити стоит тщательно выбирать места. Например, Исторический центр Петербурга и связанные с ним комплексы памятников (например, форты Кронштадта, крепость Орешек, Дворцово-парковые ансамбли города Пушкин, дворцы и парки города Павловск, дворцово-парковые ансамбли в Гатчине, Стрельне, Ораниенбауме, исторический центр Петергофа, Гатчины, Ломоносова и т.д.) включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, что означает обязательность сохранения улиц и зданий этих мест в первозданном виде, следовательно, граффити даже во дворах домов будут незаконны, какими бы красивыми они не были.
Грань между искусством и вандализмом в вопросе о граффити можно понимать как грань между красотой и попытками самовыражения, а также как грань между законностью и незаконностью. Какое же проявление уличной живописи можно считать произведением искусства? Я думаю, что приведенные мною примеры граффити, поражающие своей живостью и цепляющие своей оригинальностью, можно назвать произведениями искусства. Но стоит помнить и о том, что перед тем, как создать такой шедевр, необходимо найти место, где оно бы было разрешено, а также согласовать нанесение рисунка. Даже если художник уверен в своих силах, считает, что его рисунок достоин чести оказаться на стенах известных улиц, стоит помнить, что улицы города охраняются и, как бы ни было жалко времени и стараний творившего, шедевр будет закрашен.
Как говорится, acta est fabŭla.
Спасибо за прочтение :3