Найти тему
Mr. Eco

Им всё пофиг! Или: как продавцы 2000-х, были просто в шоке от продаванов 2010-х

Вообще, автору этой статьи, как продавцу, а для кого-то - торгашу и может быть даже (не считаю это заслуженным) продавану с приличным стажем в прошлом, вполне например понятна недавняя ситуация с продажами потребителям по дико завышенным ценам квартир и автомобилей.

На взгляд части профессиональных людей из выше обозначенной профессии, это всё было видно и могло быть хорошо спрогнозируемо уже за несколько лет до приснопамятных событий.

Например, я в своей профессиональной торговой деятельности «вышел из Москвы» более десяти лет назад и занялся Подмосковным розничным бизнесом (два маленьких семейных магазина), но стоны от подрывов пятых точек моих опытных столичных коллег, я слышал ещё целое десятилетие. И что касается нашумевших сейчас автодилеров, то выше упомянутый профессиональный народ покупавший авто в 10-х годах - был просто в шоке от поведения менеджеров.

Граждане реально не могли понять, как это так может быть, когда потенциальный клиент полчаса ходит по залу и всем своим видом показывает, что его интересует автомобиль, но менеджер даже не хочет потрудиться оторвать от стула свою пятую точку.

Девиз, который периодически ими озвучивался в приватных разговорах, был такой: «Ааа, они всё равно купят!» И униженный подобным отношением клиент, был вынужден сам подходить с вопросами к их, назовём так: «торговому ресепшн». Так что унижение части автодилеров своих клиентов было ещё тогда, просто оно имело другую «форму».

(Конечно же, далеко не все были такими, и автор точно не будет загребать всех под одну гребёнку. Всегда есть и были те, кто реально заинтересован в продажах. Прим. автора)

А дальше – больше… Стали довольно таки распространёнными в торговых организациях 10-х истории на уровне этой: Спустя пять месяцев после трудоустройства, менеджер по продажам Лёша с зарплатой 70 000 рублей (при курсе доллара в «тридцать с лишним»)- сделал свою первую продажу на 2500 рублей. И его поздравил с этим событием даже сам директор фирмы. Причём, это была совсем не редкая история, и Лёша даже не был блатным.

Поэтому автора уже не удивляла (буквально пару лет назад) Московская зарплата знакомой друзей девушки менеджера по продажам в 120 000 рублей, когда на нормальный вопрос: «а что она собственно продаёт?», та всерьёз отвечала: «наклейки на пасхальные яйца». И дальнейшие расспросы в течение длительного времени, давали похожие ответы.

(Причём расспросы проводились не только ради любопытства, но и с целью перенять позитивный опыт. Но судя по «бизнес схеме» такой опыт автору не подходил. В том числе и потому, что я сам продавал в числе прочего в розницу (на бойком месте) разные наклейки и контактировал с оптовиками у которых такой товар был всего лишь одной из сотен позиций. При этом на наклейках они, как и я, миллионерами не стали. Прим. автора.)

А как же было в нулевых?

Расскажу как можно более коротко. Например, типичная картина организации продаж середины 00-х в мелко-оптовом и оптовом торговом бизнесе, выглядела как офис со столами и телефонами в ряд разделёнными маленькими перегородками, где менеджеры сидели рядом друг с другом чуть ли ни попа к попе. Например, в 2005 году в Московской фирме моего знакомого работало в небольшом арендованном помещении – зале работало так около 80 человек.

За день каждому сотруднику вменялось сделать не менее 70-ти холодных звонков, не считая звонков уже существующих клиентов. Оклад был 10 000 и большая часть работавших там людей «получала» примерно пятнадцать, причём эта зарплата даже была поводом для гордости хозяев-миллионеров.

А вообще средняя зарплата в оптовых продажах была около 35 тысяч рублей. Причём продажам тогда никто толком не учил, и была только одна известная школа менеджеров (очень активно рекламировалась в метро) месяц обучения в которой стоил около 30 000 рублей.

Мой коллега в то время там отучился, но автор (было предложение – учится бесплатно) учится в такой шарашке не стал. В итоге коллега рассказывал, как они там для закрепления материала безрезультатно пытались продавать на улице толпой за пятьсот рублей - дешёвые шариковые ручки прохожим.

А так мы учились продавать по книжкам и собственным нарабатываемым опытом. Порой позвонишь и предложишь более интересную альтернативу потенциальному потребителю (в опте больше всего работал в сегменте промышленной упаковки). Тебе откажут, но ты положишь трубку, ещё раз всё обдумаешь - подберёшь нужные аргументы и вот уже есть новая встреча, а потом и продажа. Причём, продавец действительно старался быть полезен.

И вы можете себе представить, какое недоумение было, когда наш один из Подмосковных знакомых, который как ИП ездил на своей Газели и успешно продавал по магазинам кафельную плитку, встречался потом с подобными менеджерами по продажам в очередном автосалоне? А он туда ездил, так как по результатам своей успешной работы имел дома три новых (разного калибра) автомобиля.

Постепенно завершать эту тему, я попробую коротким рассказом относительно недавнего, спонтанно случившимся обучения нового подавана. Человек, который начал заниматься своим новым интернет магазином посетовал мне на то, что многие покупатели какие-то «изощрённые дЭбилы».

Когда я уточнил: «в чём же, собственно дело?» Мне, «менеджер по продажам нового поколения» очень эмоционально сообщил, что этот «отморозок» клиент (заинтересованный) попросил его отснять довольно дорогой товар с другого ракурса, и отослать ему это фото через популярный мессенджер. И за эту дерзость, потенциальный покупатель был послан продавцом (между прочим взрослым мужчиной) сгонять на хутор половить бабочек. А самое страшное, что в моей орбите - это далеко не единственный современный «продавец-специалист».

К чему это всё? Я не говорю в принципе или в контексте статьи, что все такие – это действительно не правда и есть настоящие профессионалы, с которыми просто поговорить о каком либо товаре познавательно и даже душевно приятно. Но зная «основы», в ситуации с наценками и поведением некоторых продавцов в ушедший год, я лично – просто ни на грамм не удивлён.

Но что стоит ещё обязательно добавить, так это на мой субъективный взгляд вину и простых потребителей товаров и услуг. Не буду уже говорить про набеги и дикие закупки по любым ценам при каждом малейшем подозрении о возможном кризисе, а хочу упомянуть нечто другое.

А вот это другое, возможно, является ещё большей проблемой нашего общества… Ведь «ломание шапок» перед начальством или правительством это уже (к сожалению) само-собой, но перед хамовитыми, безразличными, или просто обнаглевшими продавцами – это уже вообще ни в какие ворота не лезет.

P.S. И ещё раз напомню о том что, как и покупатели, так и продавцы есть разные. Но частичную истину в моих знаниях и размышлениях на эту тему, мы уже воочию наблюдали в прошлом году в некоторых торговых учреждениях. Более того уже даже не подозреваю, а убеждён, что «совковый» подход к сервису и продажам в нашем недавнем прошлом, был вызван не только тотальным дефицитом, но и качеством самих, находящихся за прилавком (видимо случайных) людей.