53,5K подписчиков

Что такое литерный поезд, кого в таких поездах возят и зачем спереди и сзади этого поезда едет по паровозу?

138K прочитали
Путешествия
Больше по теме

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Возможно вы слышали такое словосочетание, как литерный поезд. В этой статье я расскажу, что представляет собой литерный поезд, кого в таких поездах возят, а также про особенности этого самого поезда, которыми обделены обычные поезда.

Литерный поезд как он есть

Литерным поездом называют поезд, который предназначен для перевозки лиц высокой государственной важности, а также, иногда, особо ценных грузов. Здесь можно привести аналогию с «Бортом Номер Один» - самолётом, на котором перемещается президент государства. Но, кстати, так было не всегда - изначально литерными поездами называли самые обычные поезда, которые имели спальные вагоны. И уже потом литерными стали называть поезда, которые перевозят лиц первой государственной важности.

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Возможно вы слышали такое словосочетание, как литерный поезд.

Появление литерного поезда

Литерные поезда, скорее всего, появились во времена Николая I и первый такой поезд проследовал 3 ноября 1836 года на участке Кузьмин - Павловск. В классическом вагоне первого класса ехали государь, императрица и наследник.

Позднее, на Александровском заводе были построены уже специальные вагоны, в которых перемещались члены Царской семьи вплоть до революции в 1917 году.

Советское время - рассвет литерных поездов

Один из самых известных эпизодов использования литерного поезда в Советское время - это перевозка советского правительства, конечно же во главе с Лениным, из Петрограда в Москву. Также литерным поездом пользовался, в свое время, и Троцкий. После революции в составе таких поездов использовались имевшиеся в наличии вагоны-салоны первого класса. Каких-то специальных вагонов пока что не строилось.

А вот интересности начинаются уже в эпоху Сталина. Для поездок советского лидера были изготовлены бронированные вагоны, что было особенно актуально во времена Великой Отечественной войны, по понятным причинам. В состав «сталинского» поезда входили несколько вагонов-салонов, отдельный вагон для охраны, штабной вагон, вагон-ресторан и даже вагон для перевозки двух автомобилей. К слову, бронированный вагон весил аж 80 тонн.

Внутри Сталинского поезда
Внутри Сталинского поезда

Позднее литерными поездами также пользовались Хрущёв и Брежнев. Последний перемещался на своем поезде по стране во время рабочих поездок, а также ездил отдыхать в Крым. Также этими поездами возили иностранных важных персон, приезжавших в Советский Союз с визитом.

Особенности литерных поездов

Конечно же, в литерном поезде уделялось большое внимание личной безопасности таких важных пассажиров. Так например, в Сталинском поезде использовалась следующая схема: перед литерным поездом, сначала отправляли, так называемый, контрольный паровоз, который двигался от самого поезда на расстоянии перегона. То есть, литерный поезд отправлялся примерно через 10 минут после контрольного.

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Возможно вы слышали такое словосочетание, как литерный поезд.-3

Далее шёл сам литерный поезд, при этом на паровозе находилось четыре человека - два машиниста и два охранника. Задачей охранников в том числе было контролировать действия локомотивной бригады и при необходимости их заменить. Это было связано с тем, что они и сами были машинистами, но локомотивная бригада об этом не знала.

А сзади литерного поезда двигался замыкающий паровоз, на расстоянии не более перегона. Такая же схема использовалась и в поездах Хрущёва и Брежнева, только там уже поезд шёл под двумя локомотивами - тепловозом и электровозом, думаю понятно зачем.

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Возможно вы слышали такое словосочетание, как литерный поезд.-4

В кабине первого локомотива также находилось четыре человека, но состав немного меняется: два машиниста, машинист-инструктор и работник службы охраны. А вот уже на втором локомотиве было только два человека, собственно - два машиниста.

Как видите, литерные поезда используются и сейчас
Как видите, литерные поезда используются и сейчас

Литерные поезда, конечно же, обладают приоритетом перед всеми остальными поездами, за небольшим исключением. Важнее литерного поезда был только восстановительный поезд. Все станции, мосты и тоннели, через которые шёл маршрут литерного поезда имели усиленную охрану. Также тщательно перед проследованием такого поезда проверялся путь. Поезд не имел номера, имелась лишь литера - «А» или «Б», отсюда и название.

В настоящее время о российских литерных поездах мало что известно, однако одно известно точно - они используются. Как главой государства и его ближайшими соратниками, так и, например, Патриархом Кириллом.

Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!
Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Возможно вы слышали такое словосочетание, как литерный поезд.-6