Найти тему
Исторические сражения

Как испанцы шпионили на английских верфях и что из этого вышло

Было время, когда Испания считалась владычицей морей. Но потом ее сместили с пьедестала, и всю оставшуюся историю Мадрид тратил массу сил на то, чтобы вернуть былое лидерство. Однако, в начале 1710-х годов дошло до того, что испанское кораблестроение выглядело на фоне иностранных аналогов настолько убогим, что пришлось лихорадочно заимствовать чужой опыт. Беде помогла недавняя война за испанское же наследство – все же новая династия доводилась французскому королю родней, вот и пошли учиться новым технологиям к соседям. По итогу взяли на вооружение французскую систему, а потом ее удачно доработали. И стали выпускать корабли, превосходящие качеством французские.

Потом случилась война уже за австрийское наследство, которая вытекла из известного колониального конфликта по смехотворному поводу. И тут Испании не повезло. После чего ее адмиралы решили, что причина поражения – плохие корабли. Хотя стоило присмотреться к знаменитому вояжу "Глориосо". В ходе которого легендарный корабль в четырех схватках, следовавших одна за другой, отбился от восьми противников, один из которых потом пошел ко дну. И оказался побежден, только после того как решительный перевес обеспечил 80-пушечный линейный корабль англичан. Причем остался на плаву. Хотя из-за сбитых мачт лишился хода. И еще сгодился на продажу купцу, который пустил его на слом – ради красного дерева.

Последний бой "Глориосо" в 1747 году. Художник: Augusto Ferrer-Dalmau
Последний бой "Глориосо" в 1747 году. Художник: Augusto Ferrer-Dalmau

Таки убедив общественность, что причина итогового поражения в плохой матчасти, а не отсутствии у адмиралов нужных умений и знаний, флотское начальство решило выведать секреты у англичан – раз уж те победили, то их корабли по определению наилучшие. Для чего организовали шпионскую операцию на высочайшем уровне. Отправив за секретами выдающийся ум державы – Хорхе Хуана-и-Сантацилия.

Этот человек происходил из знатнейшей испанской семьи. Хотя рано потерял обоих родителей. Так что воспитанием занимался дядька по отцовской линии. Который был каноником. Соответственно, образование племянник получил крепко католическое. Сначала в среде иезуитов, а потом в университете Сарагосы. Причем траты на высшую школу взял на себя Мальтийский орден – в 12 лет Хорхе Хуан был отправлен на Мальту, в 14 уже получил первый титул и был посвящен в рыцари. Что, правда, пришлось оплачивать безбрачием.

В университете Хорхе Хуан изучал не только катехизис. Но и языки, геометрию, физику, навигацию, астрономию и еще массу наук. В результате чего образование продолжилось в военной школе морских офицеров. Это в 17 лет. А в 22 уже командование корветом. Что не мешало заниматься наукой и участвовать в научных экспедициях как по морю, так и по суше.

Портрет Хорхе Хуана. Художник: Rafael Tegeo
Портрет Хорхе Хуана. Художник: Rafael Tegeo

В итоге Европа обязана молодому испанскому капитану точным измерением высоты Анд, открытием платины (платину добывали индейцы, а в Европе ее считали примесью, грязным серебром). Он составил описание металла и занимался разработкой технологии его добычи. А еще Хорхе доказал, что Земля не идеальный шар, поскольку приплюснута со стороны полюсов.

Вот этому человеку для шпионской поездки и выдали документ на имя Джозеса. Причем паспорт тоже был фальшивый – бельгийский. Но он позволял пройтись в составе бельгийской делегации по корабельным предприятиям Англии, вникая в тонкости и суя нос в сопроводительную документацию. Что Джозес-Хуан и проделал. Затратив на все примерно неделю. Во время которой шла усиленная шифрованная переписка между посольством в Англии и Мадридом. Англичане заметили оживление и сделали правильный вывод об уязвимости их секретов. И стали усиленно ловить шпиона. Не поймали, зато арестовали самого первого лорда Адмиралтейства – на всякий случай.

Королевский док в Детфорде (Лондон), ок. 1750 г. Художник: John Cleveley
Королевский док в Детфорде (Лондон), ок. 1750 г. Художник: John Cleveley

Подлинный виновник ускользнул. И продолжил вредить. Создав прямо на верфях шпионскую сеть. И не только. Еще лазутчик умудрился завербовать четырех главных инженеров и полсотни квалифицированных рабочих. После чего зафрахтовал корабль и вывез их из Англии в Испанию. А потом преспокойно отправился домой. Попутно сочиняя подробный отчет о проделанной работе. В котором детально разобрал все расхождения между испанской и британской школами кораблестроения. Причем это был действительно подробнейший квалифицированный труд с выводами.

Скажем, отмечалась слабость корабельных оконечностей, построенных по британской схеме – набор слабоват. Зато сборка киля у англичан надежнее – они сращивали элементы на ус, располагая связи горизонтально. У испанцев использовали четверть, ставя крепежные болты вертикально. А еще британская система позволяла менять в обе стороны на 4 градуса наводку пушек. Просто из-за больших портов. Испанцы же имели возможность палить только прямо. Или такой момент. Балки, на которые ложилась главная палуба. У испанцев их дюжина. У бриттов – штук пять. Что дает выигрыш в весе. Без потери прочности. Поскольку у испанцев эти элементы цельные. А у англичан два бруса встречаются посредине настила, точно стропила. Только под малым углом. И этот угол дополнительно укрепляется врезанной косынкой. Что дает напряжение узла и постоянную жесткость.

Британский корабль на стапеле, XVIII век. Художник: John Cleveley
Британский корабль на стапеле, XVIII век. Художник: John Cleveley

Отдельно в отчете отмечались мероприятия по герметизации днища, обшивке его медью и наличие у всех кораблей фальшкиля – испанцы такое не практиковали. И на этом преимущества британских технологий и заканчивались. Потом следует вывод – а испанские-то корабли лучше. И построены по более передовой технологии. Просто у англичан круче организована логистика. И хотя у них много материала тратится бестолково и уходит в отходы, благодаря системе стандартизации (она уже практиковалась на британских верфях!), британский вариант существенно сокращает время постройки, хотя в общем их технология в сравнении с испанской и даже французской более архаичная. Что являлось чистейшей правдой – англичане сумели грамотно организовать процесс обучения личного состава, но особо не тратились на совершенствование кораблестроения. А еще британцы нашли способ верно мотивировать и матросов, и адмиралов.

После возвращения домой Хорхе Хуан разработал проект двухдечника, на голову превосходивший британского одноклассника. Тем, что нес больше пушек, был прочнее и мог использовать гондек при таком волнении, при котором британцы бы и не подумали приоткрывать нижние порты даже для проветривания. И первый из серии кораблей получил название "Африка".

Британцы наконец-то сообразили, что за зверь побывал в их угодьях, устроили ответный визит. Отправив в Кадис свою шпионскую группу. Которая, помня о насторожившем Адмиралтейство усиленном обмене шифровками, все организовала иначе. Тихо, мирно, аккуратно. Не только подучившись кораблестроению, но и заодно сыграв дискредитирующую партию, по итогам которой чиновник, устроивший поездку Хорхе Хуана в Англию, и главный адмирал испанского флота ушли в отставку. И их преемники оказались менее грамотными в техническом плане. И Испания, к удивлению недругов, вернулась к уже устаревшей системе французов. Оставив дельные наработки и усовершенствования Хорхе-Хуана в прошлом. Так что получилось, что и эту битву англичане выиграли.

× Поддержите нас в телеграме: @battlez

И не забывайте подписываться на канал, а также ставить "пальцы вверх" - это очень важно!