Россия угрожает вторжением в Украину, и Соединенные Штаты рассматривают возможность введения экономических санкций. Чтобы санкции сработали, эксперты говорят, что они должны быть эффективно направлены на физических и юридических лиц, которые пособничают и содействуют вторжению. Эти так называемые "умные санкции" могут быть более эффективными, чем широкие, масштабные меры, но они требуют наличия разведывательной информации о трансграничных потоках поставок, капитала и даже криптовалюты. Поскольку способы сбора информации меняются, пока неясно, будет ли мощный инструмент санкций Вашингтона бить Кремль по тому месту, где он действительно больно бьет.
У санкций в лучшем случае пятнистая история. Многие помнят зерновое эмбарго Джимми Картера против Советского Союза в 1980 году в связи с советским вторжением в Афганистан. Оно было не очень эффективным - Советы нашли альтернативных поставщиков зерна и остались в Афганистане. Между тем, этот шаг был крайне непопулярен среди американских фермеров.
Что вообще значит, чтобы санкции работали, когда политические цели часто изменчивы, расплывчаты или просто нереальны? Шэрон Браун-Хруска, бывший главный экономист Государственного департамента, сказала: "Если санкции не приводят к смене режима, но приводят к прекращению финансирования террористов, то это провал или успех? Я бы утверждала, что это успех, но многие хотят получить однозначный ответ, а его трудно получить".
Какие заводы производят оружие или другие материалы для вторжения России? Какие финансовые потоки их финансируют? Кто перевозит деньги? Когда администрация Байдена будет разрабатывать "умные" санкции, ей понадобятся точные ответы на эти вопросы.
Профессор экономики Джорджтауна Родни Лудема и тогдашний экономист Госдепартамента Дэниел Ан в строгом эмпирическом исследовании пришли к выводу, что санкции США и ЕС, введенные в 2014 году в связи с аннексией Крыма Россией, были эффективными, но только потому, что они были настолько хорошо нацелены.
Собирать разведданные, по крайней мере, в старомодном смысле, в наши дни, похоже, становится все труднее. В октябре газета "Нью-Йорк Таймс" сообщила о необычной сверхсекретной телеграмме, направленной ЦРУ на его станции и базы по всему миру. По словам Лэнгли, значительное число иностранных информаторов были захвачены, убиты или скомпрометированы.
Великобритания пошла дальше и публично заявила о срочной необходимости сменить обстановку. В ноябре Ричард Мур, глава британской внешней разведки, заявил, что опора на глубоко укоренившуюся секретность ослабевает, и необходимо переходить к новым технологическим методам сбора разведданных. MI6, официально известная как Секретная разведывательная служба, должна "стать более открытой, чтобы оставаться секретной", сказал он.
Вэйфэн Чжун недавно написал о том, что модель разведки США опасно отстает от времени. Он говорит, что в то время как Китай переходит в эпоху данных в разведке, Вашингтон движется в противоположном направлении и удваивает старые методы шпионажа.
Поскольку число иностранных информаторов резко сократилось, Вашингтону придется больше опираться на другие источники, такие как союзники и технологическая арена.
Сотрудничество США и Великобритании в области разведки имеет глубокие корни и с годами охватывает и других союзников. Например, "Пять глаз", разведывательный альянс, в который входят Австралия, Канада, Новая Зеландия, США и Великобритания, будет полезен. (Пятиглазый альянс берет свое начало в сотрудничестве между шифровальщиками США и Великобритании во время Второй мировой войны).
Насколько сотрудничать будет Европейский Союз, сказать сложно. Отсутствие единства между европейскими странами проявляется в полной мере, так как они обсуждают, как реагировать - по отдельным странам или единым фронтом ЕС. Некоторые призывают к более тонкому подходу, предполагающему трансатлантический ответ. Ни Германия, ни Франция не захотели осудить Путина в октябре, когда поддерживаемые Россией боевики нарушили соглашение Минск II (вместо этого они заявили, что "обе стороны виноваты").
Еще одним вопросом является то, как будет действовать газопровод "Северный поток - 2". Газопровод протяженностью 745 миль из России в Германию через Балтийское море будет перекачивать 55 миллиардов кубометров газа в год, что удвоит прибыльный экспорт российского газа в Европу. С одной стороны, этот газопровод может связать руки Европе, поскольку по нему будут осуществляться столь необходимые поставки. Однако недавние заявления Госдепартамента указывают на то, что если Россия вторгнется в Украину, Вашингтон будет сотрудничать с Берлином, чтобы проект не продвигался вперед. Угроза потерять триллионы законных долларов в год может быть достаточной, чтобы сдержать президента Путина. Но волнует ли это его? Это вопрос к президенту Байдену.