Бывший вокалист BLACK SABBATH Тони Мартин дал обширное интервью для греческого портала Rock Hard. Ниже приведены выдержки из беседы.
Первое выступление с BLACK SABBATH состоялось здесь, в Афинах. Помните ли вы какие-то моменты из этого шоу?
«О... Это был первый раз, когда я забыл слова песен, потому что очень нервничал! Я очень отчётливо помню, что публика была взволнована, когда группа вышла на сцену, но шоу длилось всего час, если я правильно помню... В то время мне было немного страшно. Не забывайте, что когда я пришёл в BLACK SABBATH, я был лет на двенадцать моложе остальных участников группы и, конечно же, совершенно чужим человеком! В отличие ото всех остальных, у меня не было опыта таких больших концертов перед фанатичной аудиторией, поэтому вы можете представить, как отсутствие опыта заставляло меня нервничать. Конечно, я должен сказать, что до этого мы должны были играть на фестивале в Англии, но он был отменён, и поэтому мое первое в жизни хедлайнерское выступление состоялось в Афинах. До этого мои самые важные концерты были в поддержку таких групп, как MOTORHEAD и TWISTED SISTER. Но позвольте мне сказать, что пять или шесть поколений назад у моей семьи были греческие корни, но они затерялись во времени. Так что я тоже немного грек!»
Давайте перейдём к BLACK SABBATH, начиная с "The eternal idol". У вас было очень мало времени для записи.
«У меня была всего неделя, чтобы спеть песни. Да. Но на самом деле история начинается не с этого. Она начинается в 1986 году и с альбома "Seventh Star". В то время в группе был Гленн Хьюз, и у них были различные проблемы с ним, я не знаю, какие именно. В то же время мой менеджер Альберт Чепмен был другом и Айомми, и Оззи, так что контакт был. Тогда Тони позвонил мне и попросил выучить песни и быть готовым в любой момент. По правде говоря, мне было страшно! Как заменить Глена Хьюза? Никто не может петь так, как он! Это невозможно... Поэтому я очень нервничал на этот счёт. В конце концов они избавились от Гленна Хьюза и нашли себе Рэя Гиллена, чтобы закончить тур и начать запись "Eternal idol". Но они позвонили мне снова, потому что Рэй ушёл в BLUE MURDER, и они попросили меня пройти прослушивание. Я был очень растерян, потому что не понимал, что происходит... Это было 16 мая 1987 года, когда я отправился в студию в Лондоне и спел только одну песню для прослушивания — "The shining". Они даже не дали мне послушать остальные песни. Через два дня они позвонили мне и сказали: "Хорошо, ты принят, приходи в студию и выучи остальные песни, у тебя есть неделя, чтобы выучить и записать их"! Это было что-то совершенно безумное!»
Конечно, это было безумием — внезапно стать вокалистом в такой группе и испытывать давление с другой стороны...
«Не забывайте, что в то время у меня не было особого опыта, и вдруг я оказался в этой ситуации и задался вопросом: "Что я здесь делаю..."»
Вы когда-нибудь чувствовали себя равноправным участником группы?
«Никогда! В BLACK SABBATH никогда не знаешь, являешься ли ты участником группы...»
И вы были не в курсе, когда вас уволили.
«Точно! Конечно! Иэн Гиллан однажды спросил меня: "Тебя действительно уволили из BLACK SABBATH?" Я сказал, что теоретически да. Он снова спросил меня: "Тебе кто-нибудь звонил? Они прислали тебе письмо об увольнении, официальный документ, факс...?" Я ответил: "Нет! Я только что узнал об этом от своего менеджера, но ничего официального я так и не получил". Он также не получал ничего официального! И он говорит: "Так как мы всё ещё официально являемся участниками группы, давай однажды, когда они играют, выйдем на сцену и споём!" Ха-ха-ха... Я говорю: "Иэн, если ты когда-нибудь сделаешь это, я тоже приду!" Можете себе представить? [Смеётся]. Но он всегда был таким. Даже сейчас. Тони сказал мне, что мы, вероятно, переиздадим альбомы, которые мы сделали вместе, потом он сказал, что это, вероятно, невозможно, потому что мы не можем по юридическим причинам выпускать что-либо под именем BLACK SABBATH, потом он снова ничего мне не сказал...»
Но в последние годы много раз говорили, что альбомы, которые вы сделали вместе, будут переизданы... Об этом я и хотел спросить вас...
«Да, я знаю, в начале мы даже говорили, что, возможно, напишем дополнительные песни, чтобы использовать их в качестве бонуса, но потом это оказалось невозможным. На самом деле Тони спросил меня, есть ли у меня песни, которые мы не использовали раньше. У меня есть "Evil eye", возможно, с соло Эдди Ван Халена и, возможно, ещё какой-то материал. Потом снова тишина... Наверное, ты знаешь о переизданиях больше меня... [Смеётся]».
Правда ли, что между концертами, когда вам приходилось путешествовать на самолёте, группа сидела на отдельных местах, а вас сажали одного на место в эконом-классе?
«Не совсем. В самом начале вся группа была на задних сиденьях самолета, а Айомми — в VIP! Нас посадили на заднем сиденье с козами и курами... [Смеётся]. Но это продолжалось недолго, позже нас пересадили на места получше...»
Как вы отнеслись к коммерческому провалу "Eternal Idol" и к тому, что с этого момента вы больше не являетесь представителем транснационального звукозаписывающего лейбла?
«"Вечный идол" — мы часто называем его "Вечный идиот", и не по музыкальным причинам. Я скажу вам почему. Когда мы закончили турне в поддержку альбома, мы все пошли к Айомми домой. У него был ирландский садовник, и когда мы сидели в саду, он пришёл и сказал Тони: "У тебя новый альбом! "Вечный идиот" мне чертовски понравился!" И мы начали смеяться, и один из нас начал спрашивать другого, действительно ли он сказал "Вечный идиот"? Серьёзно? Мы смеялись! С тех пор это слово прижилось у нас, и мы называем его так! Но юридически этот альбом принадлежит кому-то другому. Это потому, что у Тони Айомми были проблемы с менеджментом в те годы, должно быть, было три или четыре разных менеджера, я точно не знаю... Но дело в том, что кто-то владеет правами на альбом, он владеет им, другими словами. В то время как Тони обладает авторскими правами на все остальные альбомы, на этот альбом у него нет ничего! И поэтому вы видите, что он был переиздан... Это единственная пластинка из всех, что мы сделали вместе, которая была переиздана».
Как Айомми воспринял тот факт, что группа больше не была на крупном лейбле, а подписала контракт с IRS Records после всех этих лет в Vertigo? Было ли это авантюрой или у него не было альтернативы? И, наконец, каковы были условия, когда вы работали над "Headless cross"?
«Честно говоря, я никогда не принимал в этом никакого участия, не участвовал в разговорах и беседах. Это была личная сделка Тони, и никто другой в ней не участвовал... Конечно, она распространялась на остальные страны, другие релизы на крупных лейблах. И особенно после "Headless cross" интерес со стороны лейблов стал больше. Но это были сложные юридические вопросы, в которые я, как я уже сказал, не был вовлечён. В фильме "Headless cross" всё было совсем по-другому. Если на "Eternal Idol" мне почти ничего не оставалось делать, кроме как просто копировать мелодические линии на вокале, конечно, были сжатые временные рамки, когда пришло время нового альбома, то здесь, конечно, ситуация не такая, потому что мне пришлось сочинять мелодические линии, лирику и т. д. Для меня это был очень интересный процесс, и, конечно же, это была возможность с самого начала адаптировать песни под мой голос!»
Правда ли, что в те годы вы могли участвовать в двух шоу в один день, и повлияло ли это на ваш голос? Это не утомляло вас?
«У нас часто были дневные и вечерние концерты, особенно когда мы поехали в Россию и играли перед 40 000 человек каждый вечер во время тура "Cross purposes"! Мы считали себя очень смелыми и хотели сделать два двухчасовых шоу за раз, Это было очень утомительно и трудно. Конечно, было практически невозможно, чтобы мой голос не пострадал, поэтому мы внесли некоторые изменения в музыку, много раз понижали высоту тона, но в итоге справились и никогда не оказывались в неловком положении, когда приходилось отменять шоу».
Ходили ли в то время слухи из окружения SABBATH, что они были недовольны вашим вокалом?
«Реальность такова, что на самом деле у них никогда не было никаких жалоб... Некоторые комментарии были просто так, без сути...»
Почему вы решили вернуться в группу после их воссоединения с Дио? С вами не очень хорошо обошлись...
«Политика внутри групп странная, и я могу сказать, что это была ситуация из серии Spinal Tap... У каждого был свой менеджер — у Айомми, Гизера, меня... С другой стороны, я парень, который хочет, чтобы вы говорили со мной прямо. Мы находимся в двух метрах друг от друга, скажи мне, что ты хочешь от меня, скажи мне, что происходит, нет необходимости, пока рядом, чтобы всё проходило через менеджеров. Тяжёлые уроки... Да, после "Dehumanizer" мы сделали "Cross purposes", в котором я снова участвовал. Но до этого, вскоре после моего увольнения, не помню точно, через сколько времени, может быть, через два или три месяца, мне позвонил Тони Айомми и сказал, что воссоединение с Дио не получится, и предложил мне вернуться. Я отказался! Тогда я записал свой собственный альбом. Вскоре после этого он снова позвонил мне. С Ронни дела шли не очень хорошо, и он попросил меня попробовать записать материал, который у них был. Долго рассказывать, но я пошёл, и они сыграли мне песни, над которыми работали с Дио. Я попробовал на них несколько вещей, но он сказал, что мне нужно работать над этим материалом, сочинять и т. д... Они ответили, что на это нет времени, чтобы начать весь процесс заново. Поэтому я решил, что будет правильно сказать им, что лучше всего в тот момент закончить альбом с Ронни и сделать всё, что они должны сделать, а потом мы сможем поговорить снова и сделать что-то ещё. Так что мы начали сразу после "Cross purposes". В общем, как вы понимаете, мы не прекращали поддерживать связь всё это время. Я думаю, что им понравился мой голос, иначе зачем бы они приглашали меня снова? Такова история, а всё остальное, что было услышано за эти годы, просто неправда...»
Я не знал этой истории, она была за кулисами.
«Всё дело в политике... Это бизнес... Представьте себе, что сейчас в такой известной группе, как BLACK SABBATH, появляется новый неизвестный вокалист, и это начинает работать положительно, у группы снова появляется позитивная вибрация. Вокруг царит оживление, все снова начинают интересоваться... Ронни... Оззи... снова делать что-то вместе... для них очень заманчиво сделать что-то, чтобы заработать много денег... Я прекрасно понимаю, почему, но для меня всё это было очень тяжёлой работой, и мне было некомфортно!»
Последним альбомом, который вы записали с BLACK SABBATH, был "Forbidden". Было ли это сотрудничество с Эрни Си (BODY COUNT) в качестве продюсера и Ice-T в качестве гостя на вокале хорошей идеей в конечном итоге?
«Это была ошибка. Первым, кто сказал, что эта штука не сработает, был Кози Пауэлл... Они хотели сделать что-то похожее на то, что произошло с RUN DMC и AEROSMITH. С Эрни Си и Ice-T замечательно работать, у них отличное чувство юмора и хорошее настроение. Но их музыкальное направление никогда бы не вписалось в SABBATH, Кози сказал это, я сказал это. В Лондоне состоялась большая встреча, и они решили продолжать. Они сказали, что Эрни Си должен прийти и спеть. Хорошо! Что за песня? Мы ещё не решили. Сколько песен? Мы ещё не решили. Весь альбом? Мы ещё не решили...»
Вы можете представить себе Ice-T в качестве вокалиста BLACK SABBATH?
«Если вы умеете читать между строк в BLACK SABBATH, то ничто не должно показаться вам странным. В то время я действительно не знал, буду ли я петь на альбоме. Мы начали запись, и я действительно не знал, сохранят ли они мой вокал, дадут ли его в качестве руководства кому-то другому, а потом сотрут, я ничего не знал... Я написал мелодии, тексты... Они даже не ответили мне, буду ли я петь в группе, несмотря на то, что я был в студии и писал вокал. Это было время, когда никто ни с кем не разговаривал. В этих обстоятельствах было логично, что "Forbidden" не будет иметь хороших результатов. Первые записи, я должен уточнить, были очень тяжёлыми, звучащими как BLACK SABBATH. Но конечный результат получился совсем другим, потому что пришли ребята и своим рэп-образом сильно повлияли на альбом. Кроме того, обложка не очень удалась, хотя я думаю, что она была очень умной и очень хорошей, это была не та обложка, которая нужна для альбома BLACK SABBATH. В этих обстоятельствах, как вы понимаете, ничего не могло пройти гладко».
Насколько я понимаю, всё дело было в BLACK SABBATH в то время, когда вы были с ними, когда все говорили: "Мы ещё не решили". В один момент вы в группе, в другой — никто не говорит вам, что вы не в группе...»
«Именно так, как и с теми альбомами, которые мы сделали. "Может быть" будет переиздан, "может быть" нет... Я понимаю, что без оригинального состава ничего с именем BLACK SABBATH больше не выйдет, но, с другой стороны, многие другие группы, у которых были разные составы на протяжении карьеры, не имеют таких проблем, они находят решения. Я не знаю, чего они боятся...»