Пятое следственное управление СК РФ с базирование в Новосибирске возобновило расследование резонансных убийств начала 2000-х.
Первое, что приходит на ум: «Лучше поздно, чем никогда». Но у меня, как у человека в достаточной степени погружавшегося в данную тему с 2011 по 2016 год возникает два вопроса.
1. Убийство вице-мэра Игоря Белякова датировано августом 2001 года. Убийство вице-мэра Валерия Марьясова случилось в марте 2004 года. В том же 2004 году убили криминального авторитета Алексей Корниенко (Студент) и покушались на другого авторитетного бизнесмена Андрей Боженко (Берия, дело считается раскрытым). Прошло двадцать лет и вот следствие заинтересовалось кровавыми расправами начала 2000-х. Почему сейчас?
2. Почему следователи Пятого следственного управления используют те же методы, что применяли их коллеги из прокуратуры, ЗС РУБОП и ОРБ ГУ МВД по СФО и ходят по тропинкам, которые «натоптали» их коллеги 15-20 лет назад? Мне скажут: «Это вполне логично. Исследуются архивные дела и проверяются люди, по этим делам проходившие». Да, согласен. Вот только «первопроходцы» сажали не преступников, а тех, кого можно было тем или иным способом за преступников выдать. При этом, почему-то, ни организаторов, ни настоящих киллеров не находили. Не могли? Или не хотели?
На самом деле, вопросов хотя и два, но ответ один. «Первопроходцы» ушли со сцены (кто-то на заслуженный отдых, а кто-то в места не столь отдалённые), а их «висяки» остались. И теперь нужно понять: новое расследование – попытка раскрыть преступления или окончательно спрятать концы в воду, назначив на вакантные должности других «киллеров» и «заказчиков»?
Начнём с ложных раскрытий.
Убийство вице-мэра Белякова героические сотрудники ОРБ ГУ МВД по СФО (структура упразднена в 2014 году) практически раскрыло в 2006. Каким-то волшебным образом сотрудникам ведомства удалось выйти на бывшего снайпера ВС РФ Александра Каталицкого, который, под нажимом сотрудников и «неопровержимых доказательств» в виде угроз в адрес его гражданской супруги взял на себя вину за исполнение заказа. Покаялся, что убил Игоря Белякова за 250 тысяч рублей по просьбе армейского друга. Ни денег, ни друга следствие не обнаружило. Алиби «киллера» суд таковым не счёл. Дали Александру 14 лет строгого режима. А в 2020 выяснилось, что не виноват Каталицкий. Ошибочка вышла.
Теперь следователи снова ищут: на кого бы примерить убийство вице-мэра. Методику «примерки» я опишу чуть позже. А пока о других блестящих успехах ОРБ и ЗС РУБОП.
13 ноября 2002 года у ДК. Чкалова случилась разборка между бригадирами Первомайской группировки Магомедом Цадаевым и Андреем Беркуновым с одной стороны и полутора десятками бойцов Ленинской группировки – с другой.
Оставлю за скобками предысторию с тем какой Карл у какой Клары спёр кораллы. Кто захочет – легко найдёт информацию в интернете. Факто тот, что первомайские авторитеты встречались в кафе с двумя оперативниками Дзержинского РОВД, вместе поели, вместе вышли, вместе сели в машину и всех четверых из автомобиля выкинули для показательной экзекуции. Орудовали ленинские битами и металлической арматурой. Били от души. Больше всех досталось старшему лейтенанту Зайцеву. Он умер в больнице 19 ноября от открытой черепно-мозговой травмы.
К чему я это? К тому, что по горячим следам вообще никого не нашли. Ни ЗС РУБОП, ни прокуратура, ни коллеги погибшего из Дзержинского РОВД.
Читать на ЛитРес
А в 2005 году возникли трения уже внутри Ленинского братства рэкетиров и грабителей. Вот тогда-то снова всплыло убийство сотрудника милиции. Долго и безуспешно «примеряли» дело на одного «клиента». Пока «примеряли» большая часть его бизнесов отошла к конкурентам. Но статья клиенту по размерчику не подошла и, как пиджак на плечики, повесили убийство на другого. Всем хорошо: органам – раскрытие, виновным покой, а осужденному квартиру, приличные «подъёмные» и скромный срок.
Не повезло только Зайцеву. Ну, так, извини: кушаешь с бандитами – будь готов платить.
В июне 1998 года в посёлке Артыбаш Республики Алтай убили Игоря Шулякова (Хипарь). Интеллигентные товарищи, знавшие покойного лично, утверждают, что господин был «отмороженный» на все 100%. От ногтей на ногах до лысины на макушке. Оплакивать его особых причин нет. Вот только история с раскрытием убийства неожиданно совпала с переделом Новосибирской барахолки (на тот момент крупнейшей за Уралом) в пользу… руководителей ОРБ ГУ МВД по СФО. Подробности этого уголовного дела можно найти в книге московского адвоката Марка Крутера «Территория беззакония».
За убийство Хипаря сел представитель первомайцев Иванов. В этой истории множество интересных подробностей с организацией сотрудниками ОРБ схрона оружия с помётным орудием убийства, фальсифицированные экспертизы, цепочка странных смертей «свидетелей». Не стоит говорить, что части своих активов первомайцы в ходе «расследования» лишились. Но стоит сказать, что убийство Шулякова, в конечно итоге, привело к полному переделу игорного бизнеса в Новосибирске. Как утверждают знающие люди… Вы правильно догадались, в пользу руководителей ОРБ ГУ МВД.
К слову, ещё она интересная подробность. В 2004 году (как раз в разгар разборок МВД с первомайскими) случилась целая серия громких заказных убийств и покушений. Вице-мэр Валерий Марьясов, финансовый и организационный гений группировки Трунова Алексей Корниенко (Студент), его ближайший помощник Андрей Боженко (Берия после покушения выжил), но всякий раз в СМИ шёл вброс информации о «первомайском следе».
Ни исполнителей ни заказчиков по уголовным делам Корниенко и Марьясова следствие не нашло. Покушение на Боженко считается раскрытым. По нему посадили Романа Кузнецова (сотрудника ЧОП, охранявшего одного из лидеров ленинской группировки Александра Трунова).
В 2012году Кузнецов получил 19 лет за покушение на убийство. Попрошу зафиксировать цифру. Мы о ней ещё вспомним.
Дело Кузнецова было у меня на руках. Приговор вынесен человеку, фактически имевшему 100% алиби. В момент покушения на Андрея Боженко у супермаркета у станции метро Студенческая, Роман Кузнецов охранял своего клиента в районе сквера Славы. Следствие сделало всё, чтобы проигнорировать алиби. Почему? Потому, что в этот момент ОРБ ГУ МВД разбиралось с имуществом Александра Трунова. По всей видимости ( это моё предположение) в качестве заказчика планировали как раз его, но что-то не срослось.
А теперь о сроке, который за покушение на Боженко получил Кузнецов. Давайте сравним с практически идентичным покушением на Анатолия Радченко, случившимся в январе 2005 года.
Радченко и его водителя киллер расстрелял из пистолета практически в самом центре Новосибирска у здания медицинской академии. Покушение наверняка пополнило бы список «висяков», но на беду киллеров (их было трое) мимо проезжала машина милиции. Стрелка и подельников слотошили фактически на месте преступления с оружием, ещё не остывшим от стрельбы. Двое из троих исполнителей покушения волей следствия стали свидетелями. В том числе и довольно забавный персонаж, являвшийся родственником не только авторитетного бизнесмена Андрея Боженко, но и вице-губернатора НСО Владимира Анисимова. Ещё одна пикантная деталь. Стрелок сотрудник ЧОП «Преграда» Вячеслав Калашников, работал в охране Андрея Боженко. Не правда ли, удивительное совпадение деталей?
Так вот, Калашников, пойманный за руку, в суде заявил о нечеловеческой личной неприязни к Анатолию Радченко, рассказал байку о том, как буквально на помойке нашёл ствол с патронами и честно получил по ст.30 ст. 105 УК РФ десять лет. Отсидел частично. Давно на свободе.
Остаётся добавить, что Андрей Павлович Боженко является давним деловым партнёром Александра Дмитриевича Никитина. Бывшего генерал-майора МВД. Бывшего начальника ОРБ ГУ МВД по СФО. Бывшего главы УВД Ивановской области. Благополучно закончившего свою служебную карьеру в колонии. Впрочем, от этого тов. Никитин беднее не стал.
Так вот, если смотреть уголовные дела, то практически во всех эпизодах с громкими заказными убийствами в качестве свидетеля проходит наш дорогой Александр Дмитриевич.
Читать на ЛитРес
А теперь ответьте на вопрос: удивительно ли, что большинство резонансных убийств в Новосибирске раскрыты не были. А по «раскрытым» сели те, кого к делу подтянули только потому, что они не хотели делиться собственностью.
Я не утверждаю, что сажали агнцев, но уверен, что паршивые овцы оставались на свободе.
Приведёнными выше историями перечень сомнительных «раскрытий» не ограничивается. Было, например, убийство директора Новосибирской шоколадной фабрики, убийство золотчицы у магазина «Кристалл» и десятки других эпизодов «блестящих раскрытий».
Недаром в зале суда Александр Дмитриевич заявил подсудимому полковнику УФСКН Андрееву: «Андреев, я раскрыл столько дел, сколько у Вас на голове волос нет!»
Но это об уголовных делах.