Классическое искусство постоянно обращалась к двум неисчерпаемым источникам сюжетов: Библии и греческим мифам. Поэтому, чтобы понимать, что происходит на картинах старых (и не очень) мастеров, кто эти странно одетые (а чаще всего - раздетые) люди и что они делают - неплохо хотя бы в общих чертах представлять эти первоисточники. Эти мы и займёмся.
Сюжет из ветхозаветной книги пророка Даниила. Валтасар - историческая фигура, последний вавилонский царь. Точнее, соправитель - он правил совместно со своим отцом Набонидом. Правда, в книге Даниила его отцом назван Навуходоносор.
Но вернёмся к нашему сюжету. Персидский царь Кир Великий уже готов завоевать Вавилонское царство, его войска у стен Вавилона, но Валтасар закатывает в Вавилоне грандиозный пир на тысячу персон. Гости едят и пьют из священных сосудов разграбленного когда-то Навуходоносором Иерусалимского храма. И вот в самый разгар веселья прямо из воздуха появляется рука и пишет на стене огненную надпись: "мене, мене, текел, упрасин"
Вероятно, самая известная картина на тему - у Рембрандта.
Художник подошёл к работе серьёзно, и привлёк еврейских консультантов, которые подсказали, как написать текст. А вот у Тинторетто, например, слова написаны на латыни:
Произошедшее приводит пирующих в ужас. Как водится в таких ситуациях, все вавилонские мудрецы не могут истолковать надпись. Наконец, зовут самого пророка Даниила, который переводит тест примерно так: "исчислено, исчислено, взвешено, оценено". А означало это, по мнению Даниила, следующее: "исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ты взвешен на весах и найден очень легким; разделено царство твое и дано Мидянам и Персам."
В ту же ночь, Вавилон был взят войсками Кира, а сам Валтасаср был убит, а власть над Вавилонским царством перешла к персам.
Ну а понятием "Валтасавров пир" теперь обозначают беспечное веселье на пороге беды.
Покажу ещё несколько работ на тему.
У Андреа Челести надпись тоже на латыни (тут она немного в другой версии: "мене, текел, фарес")
Так же и на хранящийся в ГМИИ им. Пушкина картине Пьетро Дандини
А вот у Василия Сурикова уже на арамейском. Всё-таки он специализировался на исторической теме.
Ну а закончу картиной Джона Мартина. Тут всё очень масштабно: и дворец царя, и толпа пирующих, и даже Вавилонская башня видна на заднем плане.
На этом всё.
Если было интересно - поставьте лайк, чтобы материал увидели больше читателей. Ну и подписывайтесь - статьи о художниках и искусстве выходят на канале несколько раз в неделю.
#искусство #живопись #изобразительное искусство #валтасар
#пир валтасара #библия #история
Ещё интересное: