Была у папы в гостях. Соскучилась.
Посидели, поболтали. В том числе вместе с ним посмотрела старый советский фильм «Ночной звонок».
Про режиссера «Ночного звонка» – Валериана Квачадзе – ничего не знаю. Но из актеров узнала нескольких – Бориса Андреева, еще нескольких, но как их зовут, не помню.
Морализаторская история про разрыв поколений: герой Бориса Андреева вспоминает о матери только тогда, когда узнает о ее смерти (на самом деле мнимой), вместе с семьей едет на похороны, вроде бы переосмысляет свои отношения с матерью и родными. Параллельно развивается лирическая линия: разошедшиеся муж (сын героя Бориса Андреева) с женой встречаются на «похоронах» и… чувство разгорается с новой силой. Все это на фоне убогой крестьянской действительности и унылой поздней осени. Черно-белая картинка.
На мой резкий взгляд, заурядное кино, пример того, что советский кинематограф 60-х был всяким.
А папа посмотрел с удовольствием.
- И что вот интересного?
- Тебе не понять.
- А ты попробуй объяснить.
- Интересно смотреть на Бориса Андреева, известного, конечно, своими ролями, когда он был молодым. Настоящая кинозвезда. Играл брутальных, простоватых мужиков. Таких, как говорится, в доску своих. С этими ролями в первую очередь и сравниваешь. А тут прям что-то психологически сложное, иногда даже вызывающее антипатию. Выглядит не очень, хотя по современным меркам еще и не такой уж старый – всего 54. А я хорошо помню, каким он был. Какой у него Илья Муромец, эх!
Интересно увидеть актрису, которая играет его жену. Марианна Стриженова. Ее я помню еще по ролям в фильмах 50-х, когда она совсем молодая была. Яркая и привлекательная... Как все-таки у женщин может поменяться внешность, м-да. Согласна? Чего молчишь?.. Она, между прочим, была женой Олега Стриженова. Красавца. Видела «Неподсуден»?
- Что-то помню.
- Так вот «Неподсуден», где Стриженов в главной роли, снят в одно время с «Ночным звонком». Они разошлись незадолго. Когда молодыми были, понятно – красиво смотрелись вместе, а вот представить, что они, вот такие, как в «Неподсуден» и «Ночном звонке», были парой, трудно.
А в роли матери снялась известная советская актриса Марецкая. Ты ее и не знаешь, наверно. Гремела в свое время. Я в театр на нее несколько раз ходил. В «Ночном звонке» ее последняя роль в кино. И, понимаешь, играет пожилую женщину на пороге смерти.
- Какие-то все печальные у тебя впечатления.
- Ну так доживешь до моего возраста, посмотрим, какие у тебя будут!
- Ну а сам-то фильм как?
- Рассказ Кнорре, по которому написан сценарий, насколько помню, глубже. Впрочем сейчас это уже и не так важно.
- Все, что ты рассказываешь, – ностальгия какая-то. Понятная вашему поколению.
- Так я и говорю, что ты не поймешь.
- Но ты тогда не совсем о фильме рассказываешь. Если из фильма всю эту ностальгию вычеркнуть, то что останется? Режиссер же снимал историю, а не повод для воспоминаний и сравнений. А если бы там снялись неизвестные актеры?
- Если если. Могу предположить, пожалуй, что на фоне бесконечной ленинианы, военных фильмов, «Ночной звонок» с персонажами, похожими на живых людей, с неоднозначными характерами и поступками, мог восприниматься как глоток свежего воздуха.
*****
из архива канала: Советское кино и политическая обстановка в конце 60-х