Сегодняшний лонгрид о значениях красного цвета в Китае. Вы узнаете, чем был китайский красный задолго до приверженности коммунизму наших восточных партнеров.
Цвет - это свет. Благодаря Большому взрыву, сверхновым и другим звездам, химическому составу того, что нас окружает, особенностям строения глаз и мозга - мы видим мир цветным. Представляете насколько сложным является сложение паззла физического цветовидения? Столько всего во Вселенной должно совпасть, чтобы розочка в вазе краснела,снег был белым, а небо голубым.
Со смыслами цвета в культуре все еще сложнее. Человеку пришлось сначала выживать, выстраивать связи с миром, себе подобными и собой. А потом, в ходе истории люди от чего-то отказывались, что-то создавали новое, чтобы не просто выжить, а разиваться, улучшать свой мир- культуру. И цвета в этом уже культурном "выживании" сыграли не последнюю роль. Значения культурной палитры всегда шли рука об руку с потребностями человека. Менялись потребности, цели, ожидания - менялись смыслы цветов.
Мы с вами уже рассмотрели смыслы черного - на Востоке, в античности, в европейской и отечественной культуре. Заглянули в "черные" глубины искусства, литературы, политики и психологии. Начало истории тут.
Теперь посмотрим на китайский красный.
Особенности становления представлений о смыслах цвета в китайском социокультурном пространстве и близких ему тибетском, корейском, тайском и вьетнамском напрямую связаны с чертами этой культуры: созерцательным характером обожествления природы (христианский пантеизм конца Ренессанса - совсем другое), ритуализированной этикой, традициями общинности и подчинения единого многому (Я – государству). Попроще - обожествляли природу в древности все. Но делали это по-разному. Китайцы предпочитали сесть, помедитировать-понаблюдать, а не вмешиваться в игры богов.
Скрытые смыслы главных цветов культурной палитры – черного, красного и желтого – были заложены в мировоззрении и реализованы в жизненной конкретике (попроще - так думали, поэтому так поступали).
Эта цветная тройка - черный, красный, желтый - считалась «чистой», открытой, беспримесной, а все остальные цвета – не более чем различными комбинациями.
Использование «чистых цветов» обозначало верность традиции, устойчивость, постоянство и благородство. «Смешанные цвета» считались вульгарными и даже низкопробными. Поэтому в Древнем Китае по цвету одежды можно было определить социальное положение: согласно специальным указам императора, чиновникам разных уровней и их женам следовало надевать одежду только «чистых цветов».
Простым людям, их женам, а также наложницам разрешалось носить наряды только «смешанных цветов».
Позднее символика цвета в китайской культуре стала базироваться на представениях о том, что в основе мира лежат не три, а пять элементов: дерево, огонь, металл, вода и земля. Каждый из них служил символом жизненных процессов, протекающих и в человеке, и во Вселенной. Цвета пяти элементов тоже были вписаны в мироздание.
Красный цвет, согласно китайской картине мира, связывали с югом – жарким солнцем, зноем, огнем. Считалось, что он несет смыслы радости, счастья, весны и лета, энергии жизни.
Значения красного обыгрывали в мифологии. Мифологическим существом, связанным с огнем и красным, являлся Феникс – умирающая и возрождающаяся птица, дарящая благо, мудрость и красоту. Сюжет древнего мифа повествует о красной птице, пролетающей в небе, с девятью чудесными вечнорастущими колосьями в клюве; брошенные в землю и проросшие весной зерна спасали человечество от голода.
Второй мифологический персонаж - дракон. Тоже символ жизни,энергии и проч.
Третьей фигурой в китайской мифологии, связанной с красным, был «первоимператор» – Янь-Ди (Шень-Нун – «огненный»), научивший людей земледелию и врачеванию.
Так китайцы соединили в красном жизнь, радость и власть. Больше того: во время правления династии Мин фамилии реальных императоров стали записывать иероглифом, соответствующим слову «красный» в значении жизненной энергии, могущества и благополучия. Так цвет стал регальным – только император и его приближенные обрели право на ношение красной одежды.
В период Цин красный как цвет огня и солнца, символизирующий радость и защиту от бед, пришел и к более низким слоям общества. Народ полюбил этот праздничный цвет – красные струны на музыкальных инструментах, поздравительные «открытки» на красной рисовой бумаге и даже наряды невест затеплились красным.
В праздник возрождения природы – китайский Новый год – китайцы развешивали красные фонари, на двери домов наносили (и делают это до сих пор) парные иероглифические надписи с благопожеланиями, написанными на красной бумаге: 红火 (красный огонь) – напутствие развеваться как красное пламя. В наши дни на Новый год китайцы дарят красные подарки.
Но не только в праздники люди тянулись к красному. На него полагались как на защиту от злых духов, болезней, посредника в обретении удачи и успеха, гармонии. Появились красные амулеты для повседневного использования. Так, например, красные яйца приносили в дар новорожденным. Всем известная и сегодня красная нить-оберег, «нить желания», изгоняющая негативные энергии, родилась в китайской духовной практике фэн-шуй.
Красные цветы и награды дарили отличившимся в особых делах. Этим цветом лечились - считалось, что возлежание на красном шелке под лучами солнца способно избавить от следов оспы. Древние китайские медики включили наблюдение цвета в сбор анамнеза: если у пациента на щеках румянец, то этот человек здоров и бодр.
У красного также был и экономический контекст. Выражение 红红火火 (hóng hóng huǒ huǒ, буквально«красный, красный, огонь, огонь») означало, что материальное благополучие идет в гору.
По такому же принципу трактуется другой ряд устойчивых выражений:
- 火了 (huǒ le, «загорелся») – кто-то получил значительную популярность и признание;
- 火爆 (huǒ bào, «пожар и взрыв») – оживленное место (рынок, например).
Известны и современные лексемы на основе красного – когда какое-то предприятие или производство, добившись прибылей, выплачивает своим акционерам дивиденды, это формулируется в выражении «разделить красную прибыль».
С момента основания Китайской Народной Республики в 1949 г. красный цвет обрел политические оттенки – связи с большим братом (СССР), идеями революции, коммунизма и борьбы за освобождение угнетенных.
Следующая история будет об индийском красном.