Святитель Димитрий Ростовский жил на рубеже XVII-XVIII вв. и был современником Петра I.
Он известен своими творениями, ревностным отношением к чистоте церковной жизни и борьбой с многочисленными нестроениями и расколами.
Некоторые его поучения звучат настолько актуально, как будто они написаны только сегодня – по следам нестроений и провалов в жизни современных христиан.
Давайте прислушаемся к одному из таких поучений о христианском благочестии. Святитель так его определяет:
«Благочестие» означает благое, то есть доброе почитание Господа. На деле благочестие обнаруживается в благом, истинном, нелицемерном почитании Бога».
Оказывается есть истинное благочестие, а есть лицемерное.
Далее святитель Димитрий развивает свою мысль:
«Много нас, христиан, но не все мы почитаем Его «благо», чаще же чтим Его только устами, сердцем же далеко отстоим от Него; только сохраняем вид благочестии, силы же его отрекаемся; только называемся христианами, творим же дела язычников».
Уф – как все точно! Посмотрите на современных христиан – не то же ли все самое.
Наши сердца тоже очень далеко «отстоят» от Бога, хотя все крещены, у многих крестики на груди, и мы позиционируем себя «православными христианами».
Но дела, дела!.. Дела обличают нас. Ибо творим мы дела не христиан, а язычников. Все мысли наши только о деньгах и жизненном успехе.
Как быть «не хуже других»! Как устроиться на земле понадежнее! Ни о каких-то там «Царствах Небесных» мы не думаем. Нам бы в здешнем «царстве» устроиться поудобнее…
Св. Димитрий обличает нас дальше:
«Разве в том благочестие, чтобы именоваться правоверными, а следовать неверным? Устами исповедовать веру истинную, а беззаконной жизнью отвергать Того, в Кого веруем? Челом поклоняться Христу до земли, а скверными делами и поруганием вторично распинать Его?»
И опять все в точку.
Посмотрите хотя бы на семейную жизнь современных «православных христиан». Она мало чем отличается от окружающих их язычников и барабанщиков.
Та же семейная ругань, те же измены, те же разводы, те же страдания неповинных детей…
И то же самое детское озлобление на родителей, а с этим и на православную веру, в которой они вроде как воспитывались...
Да, именно так: не только мы своим скверным воспитанием «вторично» распинаем Христа, но и наши дети уже готовы сделать то же самое.
Как только они будут в силах это сделать, они свергнут это «проклятое» родительское иго вместе с «православной оболочкой», в которую оно облечено.
А значит, отвергнут и «распнут» Христа! И в этом повинны, мы, их родители!..
Но мало этого. Многих из современных «православных» уже давно не являются христианами даже по своим убеждениям.
Они с легкостью мешают свои христианские взгляды с разного рода языческими учениями и не видят в этом никакого противоречия.
Тот уже не столько христианин, сколько буддист, тот – кришнаит, тот – йог, тот – эзотерик, тот – коммунист…
А тот – вообще атеист, то тоже не прочь порассуждать о Христе и при случае назвать себя «православным».
Это называется «быть в ногу со временем». И надо же еще поделиться с другими своими изысками в вере.
Вот и получается все, как и во времена святителя, который мучился с современными ему расколами и «изобретениями» в вере, и у которого однажды вырвалось такое горькое признание:
«С трудом можно где найти истинного сына церкви; почти в каждом городе изобретается особая вера; простые мужики и бабы догматизуют и учат о вере».
Воистину так! С современными православными тоже опасаешься заговаривать об основах веры.
Почти всегда обнаружишь какое-то собственное «изобретение», которое кажется его автору дороже и евангельских истин и святоотеческого предания.
Ну, и наконец, как приговор звучат для нас заключительные слова святителя Димитрия на эту тему:
«В этом ли богопочитание? В этом ли христианство? К каждому из таких относятся слова Господа в Апокалипсисе: «знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, то ты мертв». Апок. 3.1.»
Да, именно так: мы уже мертвы. Мы уже мертвы как христиане.
И все наши усовершенствования в вере напоминают искусственные венки и цветы, которыми заваливают могилы.
Они крикливы и ярки по цвету, но мертвы по сути.
Как мы докатились до жизни такой?.. Точнее – до смерти…