Изменение своего отношения к ситуации и и поведении в ней.
Воздействовать на проблемною ситуацию можно по двум направлениям:влиять на своё поведения и воздействовать на психику и поведение оппонента. Второй способ более сложен. Поэтому предлагаю рассмотреть коррекцию своего отношения в предконфликтной ситуации и поведения в ней. Ряд предпосылок предупреждения конфликтов связан с умением человека грамотно общаться.
Умение предупредить, что общение стала предконфликтным, и «вернутся» из предконфликтной ситуации к нормальному взаимодействию,, а не пойти на конфликт.
Предконфликтная ситуация возникает обычно не внезапно а постепенно. Важно вовремя определить, что что эмоциональный накал спора начинает превышать допустимый, и грамотно прекратить его. Признаками обострения спора могут быть мимика, покраснения лица, жесты, содержание, темп и тембр речи. Прекратить или сгладить обостряющейся спор можно следующими приёмами: сказать, что в чём- то правы вы а в чем-то ваш оппонент, что, к стати, обычно и бывает; свести проблему к шутки; перевести разговор на другую тему; уступить, если проблема спора не особенно важна для вас, и словесная уступка не обязывает к каким-то действиям по её реализации; сказать, что вы не успели всесторонне разобраться в проблеме и предложить оппоненту вернуться к её обсуждению, например завтра (когда эмоции улягутся).
Умения человека понимать партнёр по взаимодействию и не идти на конфликт, если нет уверенности в том, что партнёром его мативы правильно поняты.
Это условия предупреждения конфликта. Сообщаемая вам партнёром информация может теряться и искажаться, иногда существенно. Кроме того, партнёр может оценивать обсуждаемую проблему с другой позиции, чем вы. Именно эти две причины, а не действительные противоречия между людьми, могут вызвать спор. Споров, вызванных непониманием друг друга и различными подходами к проблеме, целесообразно избегать
. Терпимость к инакомыслию.
Эта также может предотвратить возникновения конфликтов. Если вы обнаружили, что партнёр в чем-то не прав, то не обязательно доказывать ему это. Достаточно того, что вы разобрались более глубоко по сравнению с ним и знаете это. Иногда необходимо сообщить партнёру, что он не прав, но необязательно делать это при свидетелях, настаивать в том, чтобы он публично признал свою неправоту и.т.п. Необходимо быть твёрдым по отношению к проблеме , к выполнению требований дела, и мягким по отношению к людям.
. Снижения своей тревожности и агрессивности.
Это субъективное условия предупреждения конфликтов. Социально-экономический проблемы, напряжённость, неопределённость в обществе,способствуют формированию у человека повышенной тревожности и агрессивности, что сказывается на характере взаимоотношения человека с окружающими, повышая его конфликтность. Снижать собственную тревожность и агрессивность можно, используя соответствующию аутогенную тренировку, физическии упражнения, организуя для себя полноценный отдых, поддерживая благоприятный социально-психологический климатна работе, в семье и т.п.
. Управлять своим текущим психическим состоянием, избегать предконфликтных ситуаций при переутамлении или перевозбуждении.
Текущее психическое состояние изменяется в течении суток под влиянием различных обстоятельств иногда существенно. Успешность работы степень усталости, общения с коллегами, физиологическая состояния организма, погода и т.п.-всё это влияет на состояние психики человека и следовательно её конфликтность. Каждый человек может оценить, в каком состоянии он в данный момент находится, и учесть это с целью предупреждения конфликтов.
Например, за полчаса до совещания, которые вы проводите с подчинёнными, вы зашли к начальнику для решения сложной проблемы. Разговор с начальником сложился так, что он высказал в ваш адрес несколько замечаний, не справедливых и даже оскорбительных. Поскольку эти замечания были для вас не ожиданными, то вы не нашли сразу что ответить, а после окончания разговора в подавлено- агрессивном состоянии пошли на своё совещание. Негативные эмоции которые в данной ситуации являются естественной реакцией не куда не исчезнут. Они вытеснялись из сознания в подсознание. Поэтому если в процессе совещания, работы, как вы полагаете обоснованно накричити на подчинённого, то причина этого крика может быть не вина последнего, а ваши вытесненные негативные эмоции после неприятного разговора с начальником. Посуте ваш крик был предназначен начальнику, а достался совершенно другому человеку. Нужно избегать подобных ситуаций.
. В ходе общения с партнёром желательно хотя бы изредка улыбаться.
Улыбка выполняет четыри позитивные функции. Она показывает что у вас всё в порядке. Люди с большим удовольствием общаются с теми, кто достиг успеха. Скорей всего, это связано с неосознанным желанием заимствовать у победителя опыт достижения успеха. Если у человека проблемы и это написано у него на лице, то окружающим могут избегать общения с ним.
Улыбка показывает, что человек рад собеседнику. Это способствует без конфликтному решению проблем.По закону эмоционального заражения улыбка вызывает ответную симпатию.
Улыбка приводит к уменьшению негативных эмоций
. Не нужно ждать от окружающих слишком много.
Существует три способа минимизации негативных эмоций:
Необходимо хорошо прогнозировать возможные варианты развития событий. Нужно рассчитывать не только на лучший, но и на худший вариант развития событий.
Нужно уметь делать добро бескорыстно, не рассчитывая получить что-либо в замен.
Желательно не завышать свой прогноз в отношении возможных поступков окружающих.
. Общаться с людьми проявляя искреннюю заинтересованность в партнёре по общению.
Эта рекомендация, способствует предупреждению межличностных конфликтов. Искренняя заинтересованность появляется в стремлении понять проблемы партнёра по общению, в желании помочь ему хотя бы советом. В условиях современной сложной и трудной жизни люди часто нуждаются в сочувствии.