Найти тему
Чужие традиции

Палец вверх - гладиатору жить, палец вниз - умереть. А так ли было на самом деле?

Великий современный кинематограф не раз и не два обращался к славной и прибыльной теме древнеримских гладиаторских боев. И постепенно приучил нас к мысли, что судьбу проигравшего гладиатора всегда решали зрители или лично присутствующий на представлении император.

Народ в дружном (или не очень дружном) порыве вытягивал руку с зажатым кулаком и оттопыренным большим пальцем. Именно положение большого пальца и определяло дальнейшую судьбу поверженного бедолаги. Пальцы направлены вверх - гладиатору жить, вниз - соответственно, не жить. Этакие античные "лайки", в буквальном смысле определяющие дальнейшую судьбу человека.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

На самом деле, зрительское голосование действительно имело место быть, но жесты использовались не совсем такие, да и значение имели несколько иное.

Неверная интерпретация ушла в умы наших современников с легкой руки одного французского художника. Звали парня Жан-Леон Жером и в 1872 году он живописал эпизод древнеримского гладиаторского сражения. На картине победивший гладиатор спрашивает у зрителей, что, мол, делать с поверженным противником. Те дружно тычут вниз указательными пальцами. Полотно называлось Pollice Verso, что переводится с итальянского вроде "поворот пальца", "перевернутый палец".

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Как оказалось, художник недостаточно хорошо знал матчасть. Его картина, впрочем, оказалась жутко популярной и ошибочное мнение о древнеримских жестах прочно закрепилось в головах обывателей.

Не миновала чаша сия и великого режиссера Ридли Скотта. При работе над своим бесспорно прекрасным фильмом о гладиаторах, он вдохновлялся в том числе и описанной картиной. В итоге жест с опущенным вниз пальцем, как указанием добить гладиатора, фигурирует в фильме и хоть выглядит очень эффектно, реального положения дел не отражает.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

По мнению некоторых исследователей того исторического периода жест с направленным вниз большим пальцем означал прямо противоположное - указание всем противоборствующим сторонам опустить оружие, остановить поединок и вынести проигравшего за пределы арены, чтобы он, по возможности, мог продолжить бой, да хотя бы, к примеру, на следующий день.

Если же поверженный гладиатор не снискал зрительских симпатий, показал себя трусом или слишком неумелым воином, зрители показывали сжатые кулаки со спрятанными внутрь большими древнеримскими пальцами.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Вообще, судьбоносное решение чаще принимал специальный человек - арбитр. Именно он внимательно смотрел на реакцию зрителей, оценивал их одобрение или, напротив, негодование, интерпретировал соответствующие жесты. Ну а если посмотреть на поединок приходил сам император, полномочия арбитра автоматически переходили к нему.

Вообще, гладиаторские бои Древнего Рима - тема неиссякаемая и безумно интересная. Вот здесь можно почитать о повседневной жизни гладиаторов и возможных способах завершения карьеры: Бои гладиаторов: жестокая бойня или древнеримский «шоу-бизнес»?

Понравилась статья? Смело ставьте лайк и подписывайтесь! Автору будет приятно!

Хотите узнать об интересных традициях других стран и народов? Пишите в комментариях!