Найти тему

Маймонид и роль его образа в становлении хронологии

Материал, созданный по просьбе представителей российской междисциплинарной научной школы

Условные обозначения:
BCE – Before Christ Era (до н.э.)
РМЕШ - российская междисциплинарная естественнонаучная школа
РХД - рубеж хронологической достоверности
СМ – сотворение мира
ТИ - традиционная история

Сразу же очертим ближайшую цель этой работы: выработать свое отношение факту из его ТИ (традиционной истории биографии, говорящего о его причастности к разработке и введению иудейского календаря, а также введению иудейской эры от сотворения мира (далее – СМ) в 1178 году.

Непосредственным побудителем для этой написания этой работы стала дискуссия представителей российской междисциплинарной естественнонаучной школы (далее - РМЕШ), развернувшаяся на их интернет-форуме. Поднятая тема в разделе «Консилиум» имела (и имеет) название «Еще раз о сценарии переданного в мое распоряжение художественного фильма». Тема расположена здесь.

По ходу обсуждения возник ряд вопросов, касающихся достижений это школы, которые изложены в работе, вышедшей несколько лет назад. Среди этих достижений фигурирует в том числе работа автора этих строк о разгадке тайн иудейского летосчисления. И читателям этой статьи хочется высказать пожелание сие творение или до, или после, или во время прочтения этой статьи с ней ознакомиться.

Автор одной из реплик, критично относящийся к этой работе, приводит свои представления по данному вопросу. С его точки зрения, сформировавшейся на основании статьи в британской википедии о еврейском календаре, окончательным введением иудейское летосчисление обязано именно Маймониду. Ибо, согласно донесшемуся до нас информационному потоку от ТИ (традиционной истории - ВП), последний немалую часть своей жизни посвятил вопросам календаря и хронологии.

В этой англоязычной статье из википедии описывается как становление иудейского лунно-солнечного календаря, так и становление иудейской эры летосчисления согласно ТИ*. Этот же круг вопросов затронут и в работе автора этих строк , написанной на основании достижений РМЕШ.

* - в целом англоязычная статья из википедии значительно более информативна, чем русскоязычная.

Хочется напомнить, что РМЕШ отвергает всю мифологизированную компоненту ТИ и совершенно четко утверждает, что о достоверности тех или иных процессов можно говорить лишь на основании массовых актовых источников, датированных в общей традиции. Именно поэтому представления автора этих строк по вопросам становления мирового летосчисления и происхождения различных эр формировались в основном на основании общедиалектических и естественнонаучных данных, преимущественно календарной астрономии. В итоге это порождает такое закономерное понятие, как рубеж хронологической достоверности (далее - РХД). В работах автора этих строк показывается, что для Европы он приходится примерно на XIV век, а сам процесс становления глобальной хронологии попадает примерно на XIII-XV века.

В вопросе становления иудейского календаря у автора этих строк наблюдается полное совпадение с ТИ по вопросам диалектики и полное отсутствие такового в вопросах датировок. Точно так же, как и в вопросе становления глобальной иудейской эры. И сейчас можно просмотреть основные материалы по данному вопросу, что дает ТИ. При этом на первый план должен выйти естественный вопрос источниковедения: когда, как и какие источники датировались в этих традициях. И можно задаться еще одним интересным вопросом: а откуда же в ТИ взялись те номера лет, которые в итоге были в ней запечатлены. Собственно, один из вопросов, который регулярно задается автру этих строк его коллегами по РМЕШ.

Вот здесь как раз можно и воспроизвести пару-тройку интересных цитат из упоминаемой статьи в английской википедии. Начиная со второго абзаца, где в его начале затронут вопрос календаря, и упоминается т.н. древний Вавилон, а в конце идет упоминание о глобальной эре:

«The principles and rules were fully codified by Maimonides in the Mishneh Torah in the 12th century. Maimonides' work also replaced counting "years since the destruction of the Temple" with the modern creation-era Anno Mundi».

В этой статье есть два интересных: о некогда имевших место методах деления года на месяцы («Past methods of dividing years») и о некогда имевших место методах нумерации лет («Past methods of numbering years»). Нас интересует второе.

«Before the adoption of the current Anno Mundi year numbering system, other systems were used. In early times, the years were counted from some significant historic event such as the Exodus[20]*. During the period of the monarchy, it was the widespread practice in western Asia to use era year numbers according to the accession year of the monarch of the country involved. This practice was followed by the united kingdom of Israel,[21] kingdom of Judah,[22] kingdom of Israel,[23] Persia,[24] and others. Besides, the author of Kings coordinated dates in the two kingdoms by giving the accession year of a monarch in terms of the year of the monarch of the other kingdom,[25] though some commentators note that these dates do not always synchronise.[18] Other era dating systems have been used at other times. For example, Jewish communities in the Babylonian diaspora counted the years from the first deportation from Israel, that of Jehoiachin in 597 BCE.[26] The era year was then called "year of the captivity of Jehoiachin".[27]»

* - все ссылки в абзаце, разумеется, идут согласно этой англоязычной статье

Несколько необходимых замечаний.

Первое. Автор этих строк в статье «Диалектика появления глобальных хроник» , являющейся логическим дополнением статьи «О разгадке тайн иудейского летосчисления», попытался довести до сведения читателей, что при составлении мировых глобальных хроник сперва дается хронологический костяк, и лишь потом он заполняется списками правителей. Такова диалектика.

Второе. В хронике Евсевия-Иеронима, являющейся наиболее фундаментальным источником по мировому летосчислению в рамках ТИ, самой древней этой является эра от Абрама. Ее начало приходится на 2016 год о н.э. Об этой более подробно автор этих ст рок писал в научно-популярной версии своей диссертации «Как возникла глобальная хронология». Что касается упомянутого в википедии первого изгнания евреев в -597 году, то оно состоялось в

2016-597=1419 году эры от Абрама.

Мы согласно логическому формализму реконструкции истории человечества, можем построить вероятный оригинал этого события в

1419 году эры от Христа, или н.э.

Этот 1419 год н.э. может быть записан в иудейской скромной эре как

1419-1240=189 год

А в иудейской роскошной эре как год под номером

5000+189=5189

Более подробно об иудейских скромной и роскошной эрах здесь, а пока получившийся числовой набор, фигурирующий в правых частях равенства, давайте зафиксируем. И идем дальше по статье из англоязычной википедии:

«During the Hellenistic Maccabean period, Seleucid era counting was used, at least in Land of Israel (under Greek influence at the time). The Books of the Maccabees used Seleucid era dating exclusively,[28] as did Josephus writing in the Roman period. From the 1st-10th centuries, the center of world Judaism was in the Middle East (primarily Iraq and Palestine), and Jews in these regions also used Seleucid era dating, which they called the "Era of Contracts [or Documents]".[29]”

Начало эры Селевкидов, или эры контрактов, что здесь упомянута, приписывается 312 до н.э. Тот Josephus, который здесь упоминается – это Иосиф Флавий, коему приписывается описание т.н. римско-иудейской войны Это война приписывается территории ближневосточной Галилеи, ее итогом которой считается разрушение иудейских храмов. Начало этой войны приписывается году 66 н.э., или

66+312=378 году

эры Селевкидов. При этом мы можем построить вероятный оригинал этого события в годах н.э.,

1000+378=1378

который удивительным образом попадает на период становления хронологии в XIII-XV веках. О котором, позвольте повториться, более подробно здесь.

И та гипотеза, которая рождается сама собой: т.н. римско-иудейская война, приписываемая первому веку н.э. и завершившаяся победой т.н. древнего Рима над т.н. древним Израилем является аллегорией выхода из широкого употребления летосчисления иудейского и его замены на летосчисление римское, т.е. христианское, начавшееся в 1378 году. В этом же, 1378, согласно ТИ, начинается т.н. великая схизма католической церкви. Совпадение более чем яркое.

А теперь давайте взглянем на Маймонида. Году 1178 приписывается переход от эры Селевкидов в иудейскую эру. Что за этим могло бы стоять? Давайте подумаем.

Как уже отмечалось в «О разгадке тайн иудейского летосчисления», для установления продолжительности солнечного года в днях с точностью, фигурирующей в юлианскому календаре,

1 юлианский год = 365,25 дней

вполне достаточно провести нужные астрономические наблюдения в течение двух метоновых циклов:

2*19=38

Число 38, в свою очередь, не очень сильно отличается от числа 40, ибо именно столько лет, согласно библейской легенде, Моисей водил иудеев по пустыне. Году начала общей скромной эры был присвоен номер 1240, а году, который ему предшествует на 40 лет – номер

1240-40=1200

И, скорее всего, именно под этим номером начались первые серьезные календарные наблюдения за движением двух важнейших небесных тел: Солнца и Луны. И из его номера после отбрасывания тысячи получается год под номером 200. Может быть, именно этому году была приписана некая конвенция, некий контракт, и именно от него были отсчитаны те самые 178 лет, которые при добавлении символического числа 1000 и дали то самое число 1178. Только одна необходимая оговорка: это была первая версия эры контрактов, а не та, что фигурирует в ТИ.

И что именно в год, который был записан как год 1378-й от Христа и как 1178 от изначальной эры контрактов и начался некий беспорядок, известный как Великая Схизма. У наименее доверчивых был шанс перепроверить данные календарной астрономии, ведь к тому моменту уже вполне могла накопиться разница в один день между юлианским и календарем и истинным положением небесных тел, которое позже будет исправлено григорианским календарем. А у наиболее креативных – скреативить кучу своих собственных эр от СМ. В общем случае их получилось не менее десяти, и более подробно об этом – в «Как возникла глобальная хронология».

«Как возникла глобальная хронология». Задняя обложка
«Как возникла глобальная хронология». Задняя обложка

Видимо, в этот момент истории и вышло на первый план имя еврейского мудреца по имени Моше бен Маймон, которого на Руси иногда даже назвали Моисей Египетский, а греческая форма его имени выглядит как «Маймонид». Все его имена переданы согласно статье о нем в википедии. Он сам при этом охарактеризован как «духовный руководитель религиозного еврейства как своего поколения, так и последующих веков». В любом случае, именно на 10-й год Схизмы – год 1388 попадает круглый год по эре контактов – 312, ибо

1388 + 312 = 1700

Почему? Может быть, потому, что старая эра контактов с началом в год 200 н.э. была менее удобной по сравнению и с иудейской эрой, и с христианской, и создавала в Западной Европе нежелательную неразбериху. Далее, со временем, Маймонид по хронологической оси и переместился на два века назад.

Кстати, в свете материала, изложенного в статье, и выплывшей на первый план информации о схизме, выходит удивительная трактовка изгнания иудеев из храма, вероятный оригинал которого приходится на 1419 год, т.е. на третий год после завершения великой Схизмы (1378-1416). Видимо, именно с этого момента христианская эра становится вполне самодостаточной и начинает доминировать ощущение правомочности планов смелых именно ее сделать эрой всемирной. Что в итоге и произошло. И при этом, что вполне закономерно, и иудейская эра, и изначальная эра контрактов, автоматически стали эрами маргинальными.

Видимо, на этом «западную» компоненту рассказе о Маймониде и его образе можно счесть завершенной. И немного переключиться на восток. Причем с мысли из уже упоминаемой работы о том, почему основные измерения проводились именно на территории Греции. Греция для Западной Европы – это однозначно восток, что в этой статье еще выплывет на поверхность.

По сути на последней станице работы нужная гипотеза сформулирована, но можно еще вернуться к статье из англоязычной википедии и бросить вместе с ней взор на Талмуд. Ибо

«The Talmud states: Rav Aha bar Jacob then put this question: How do we know that our Era [of Documents] is connected with the Kingdom of Greece at all? Why not say that it is reckoned from the Exodus from Egypt, omitting the first thousand years and giving the years of the next thousand? In that case, the document is really post-dated!

Said Rav Nahman: In the Diaspora the Greek Era alone is used.

He [Rav Aha] thought that Rav Nahman wanted to dispose of him anyhow, but when he went and studied it thoroughly he found that it is indeed taught [in a Baraita]: In the Diaspora the Greek Era alone is used.[30]»

Для тех, кто не силен в английском, дается перевод:

««В Талмуде говорится: Раввин Ага бар Якоб затем задал этот вопрос: откуда мы знаем, что наша Эра [Документов] вообще связана с Греческим королевством? Почему бы не сказать, что он отсчитывается от Исхода из Египта, опуская первую тысячу лет и давая годы следующей тысячи? В этом случае документ действительно ретродатирован!*

* - т.е. фактически дата в нем выставлена позже

Сказал Раввин Нахман: В диаспоре используется только греческая эра.

Он (Раввин Ага) думал, что Раввин Нахман все равно хочет избавиться от него, но когда он пошел и тщательно изучил его, он обнаружил, что этому действительно учат [в Бараите]: в диаспоре используется только греческая эра.[30]»»

Очень занятный отрывок. Хотя бы тем, что из слов раввин Ага бар Якоба поставил всех в известность о таком явлении, как ретродатировка. И далее по отрывку:

«The use of the era of documents (i.e., Seleucid era) continued till the 16th century in the East, and was employed even in the 19th century among the Jews of Yemen.[31]»

Это вполне возможно, ибо именно в XV-XVI веках фактически весь восток попал под турецкое владычество. Возможно, там сохранились актовые архивы.

Последний абзац из этого раздела статьи, приливающий на восток определенный свет:

«Occasionally in Talmudic writings, reference was made to other starting points for eras, such as destruction era dating,[31] being the number of years since the 70 CE destruction of the Second Temple. In the 8th and 9th centuries, as the center of Jewish life moved from Babylonia to Europe, counting using the Seleucid era "became meaningless", and thus was replaced by the anno mundi system.[29] There is indication that Jews of the Rhineland in the early Middle Ages used the "years after the destruction of the Temple".[32]»

«Иногда в талмудических писаниях упоминались другие отправные точки для эр, такие как датировка эпохи разрушения, [31] - количество лет с момента разрушения Второго храма в 70 году н.э. В 8-м и 9-м веках…. подсчет с использованием эпохи Селевкидов "стал бессмысленным" и, таким образом, был заменен системой anno mundi.[29] Есть указание на то, что евреи Рейнской области в раннем средневековье использовали "годы после разрушения Храма".[32]»

Правда, ссылка под номером [32] в статье из английской википедии ведет на анонима из города Майнц, одного из летописцев эпохи крестовых походов. Увы, он попадает за черту РХД, и по этой причине отношение к его словам критичное. Так же, как и к предложению, начинающемуся со слов «В 8-м и 9-м веках» по этой же причине.
Но: взглянуть на актовые архивы иудеев в любом случае было бы очень интересно.

А вот ссылка [31] ведет на цитату из Вавилонского талмуда. И говорит она об использовании этой эры на востоке:

«Эта эра, впервые упомянутая в книге Маккавеев I, 10, использовалась нотариусами или писцами для датирования всех гражданских договоров, и была в моде в восточных странах до XVI века и использовалась даже в XIX веке среди евреев Йемена в Южной Аравии». Ну что же, давайте попытаемся взглянуть на документы той эпохи. Раз уж есть процитированное утверждение. Правда, при этом не обойдется без серьезного исследовательского проекта.

И еще пару тонких моментов. Первый из них связан с самим виновником эры Селевкидов, а именно с Александром Македонским. Наиболее вероятная картина того, что за рассказом о нем стоит, воспроизведена в работе автора этих строк «Александр Македонский. Попытка наиболее вероятной реконструкции». Там показано, что в течение года после завершения его походов и ухода из жизни был взят ключевой город на Востоке – Константинополя. И вероятный оригинал его смерти попадает как раз на год 1452, непосредственно предшествующий событиям, известным как взятие Константинополя турками. Может быть, календарная элита этих европейцев с собой и принесла эру Селевкидов, о которой и говорит Талмуд.

Второй из них связан с нумерологической структурой иудейского алфавита. В последнем есть двадцать две буквы, весьма занятно распределенные по разрядам: десять обозначают единицы, девять десятки и в итоге на сотни остается четыре. Система эта непозиционная, то есть числовой смысл букв не зависит от позиции. Тогда получается, что максимальное число, записанное такими буквами – это 499, и для обозначения больших чисел пришлось бы прибегать к невероятным ухищрениям.

А тему роли образа Маймонида в становлении мировой хронологии можно считать раскрытой.

Лайки можно ставить здесь: facebook.com/tajnyiudlet

А автора этих строк и РМЕШ поддерживать можно так:

4893 4704 8687 6417 Visa

Литература

1. Интернет-форум представителей российской междисциплинарной естественнонаучной школы http://edgeway.ru/forum11/
2. «Еще раз о сценарии переданного в мое распоряжение художественного фильма». Интернет-форум представителей российской междисциплинарной естественнонаучной школы,
http://edgeway.ru/forum11/read.php?1,831275
3. Поляковский В.Т. и потенциальные соавторы. Достижения российской междисциплинарной школы исследования общественных процессов методами естественных наук, в том числе имеющие шансы на позиционирование как достижения мирового масштаба. https://www.academia.edu/41453268/Dostizhenija_nashej_shkoly. https://proza.ru/2019/12/29/166 ,
https://zen.yandex.ru/media/id/5dd499640d13017d4ff728ca/dostijeniia-rossiiskoi-mejdisciplinarnoi-shkoly-issledovaniia-obscestvennyh-processov-metodami-estestvennyh-nauk-5e07e8c9df944400ae0b43a7
4. Поляковский В.Т. О разгадке тайн иудейского летосчисления. https://www.academia.edu/39458794.
https://proza.ru/2019/06/08/1192
5. Hebrew calendar.
https://en.wikipedia.org/wiki/Hebrew_calendar
6. В.Т.Поляковский. Диалектика появления глобальных хроник.
https://www.academia.edu/45080554
7. В.Т.Поляковский. Как возникла глобальная хронология. М. 2010.
8. Маймонид.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Маймонид
9. Александр Македонский. Попытка наиболее вероятной реконструкции.
https://www.academia.edu/42752476, https://proza.ru/2020/04/16/238

г.Москва
февраль 2022

Поддержка канала: 2200 2460 7492 8055 Мир