Так уж повелось, что «шуба с барского плеча» стала символом безграничности ресурсов России. Идея о том, что богатства земли родимой покроют все расходы и компенсируют все ошибки в управлении, глубоко укоренилась в умах власть имущих, да и многих простых людей тоже. Но так ли это на самом деле, выдержит ли Россия бесконечные удары и черпания ее природных сил? Давайте разбираться.
Для примера рассмотрим скандал вокруг строительства трассы через Волго-Ахтубинскую пойму. Эта локация - редчайший и бесценный заповедник, занесенный в список охраняемых территорий как в России, так и за рубежом. Охраняемый объект ЮНЕСКО. Центр охраны дикой природы, «Гринпис России», «Эка», «Беллона» и еще 24 экологические организации обратились в Генпрокуратуру с просьбой приостановить строительство скоростной трассы через природный парк «Волго-Ахтубинская пойма». Чтобы в полной мере изложить ценность данной территории, необходимо написать научную работу в несколько томов. Местные активисты пытались ставить палаточные городки, но, разумеется, и не таких разгоняли, а уж горстку любителей природы и тем паче запросто. Почему законы РФ позволили такое сделать? Однозначно пояснить этот вопрос я не могу, могу лишь сказать, что почва подготавливалась заранее. Сначала чудесным образом сократили границы охраняемой территории вдоль побережья Волги. Затем, в результате многочисленных пересылок документов, запросов и разбирательств, было создано нечто вроде «ослабления степени охраняемости» заповедника. То есть как бы если очень надо - то можно. Какова будет правильная юридическая формулировка, и насколько это законно - одному богу юриспруденции известно. Поэтому я повествую по большей части своими словами, чтобы предать суть происходящего. Итак - законы подвинулись. Почему, для чего, и как же так получилось?
А дело все в том, что вопрос этот оказался не каким-нибудь бытовым, административным, или экологическим, а как ни странно - политическим. А поскольку вопрос политический, то и разбираться надо начинать с местной геополитики региона.
Сначала разберем причину строительства трассы на территории заповедника. Цель строительства - разгрузить уже существующие дороги от возросшего потока транспорта. Возникает вопрос - в чем причина такой перегрузки?
Прежде всего, вспомним далекое и относительно счастливое прошлое. В годы СССР, когда были колхозы и совхозы, деревни и поселки могли обеспечить народ какой-никакой работой. В результате в регионах появлялись и росли отдаленные от крупных центров поселения. После распада СССР колхозы развалились, деревни пришли в упадок. Люди стали чаще ездить в региональные центры. К такому повороту дороги оказались не готовы.
Еще одна причина возросшего потока - это желание людей жить в частном доме, а правильнее сказать в «коттедже». Но поскольку построить коттедж в городской черте или ближнем пригороде - удовольствие весьма дорогое, а зарплаты у людей не очень большие, то и выбор участка зачастую падает на весьма отдаленные территории. Что такое 100 км для современного автомобиля? Меньше часа езды. В крупных мегаполисах люди с пересадками могут ездить на общественном транспорте по 1,5-2 часа в каждую сторону каждый день. Так что это не самый плохой вариант, был бы смысл. Вот еще одна причина перегрузки дорог.
Плюс ко всему вырос поток с левого берега Волги на правый, и не только в крупные центры, но и в отдаленные поселения, опять же по причине поиска торгово-коммерческих отношений, и по той причине, что люди селятся где получится, а не где им нужнее. А родственники или дела требуют ездить в совершенно противоположном направлении. Плюс общий рост количества автомобилей.
Итак, трафик вырос, поскольку всем стало нужно ездить в крупные центры или отдаленные поселения. Данная потребность упирается в финансовое положение: плохая экономика вынуждает людей либо покупать жилье далеко от работы, либо искать работу далеко от дома, или селиться там, где совершенно несподручно. Неэффективные экономические и управленческие схемы, с одной стороны, влияют на образ жизни населения, и с другой стороны, вынуждают увеличивать выработку ресурсов, без оглядки на законы биосферы. Тут уж «не до жиру - быть бы живу». Какая там экология - хоть бы концы с концами свести.
Вся экономика построена на грубой продаже ресурсов и потребительском отношении к природе. Результат - разрушение живого пространства, уничтожение экосистем. Поскольку экономика стоит на продаже природных богатств, то и разрабатывать нужно больше, чем природа может выдержать. Так, незаметно, но стабильно, гибнет экология страны, гибнут заповедные места, сокращается продолжительность жизни людей. Но на лице дикторов новостей непробиваемая улыбка: показатели экономики снова выросли. Цена вопроса? Нам ли мелочиться. Шуба на барском плече согреет всех. Если нужно - новую пошьем. Хотите новую дорогу - найдем денег. Нужны субсидии - из земли отроем. Любой вопрос решим, механизм простой, но эффективный. Вот только долго ли выдержит организм, сидя на ресурсной игле - вопрос то однозначный. Плюс-минус - а финал известный.
Вот что бывает, когда нет созидательной деятельности, нет прогресса, нет конструктивных путей развития. Потребительское отношение к природе губит все живое, а что остается делать? Нет ответа. Еще один удар по природе России был узаконен и оформлен, и взят на строгий контроль. Все для людей, все на благо народа. Эта учесть постигнет все регионы, где можно что-то вырыть, вырубить, отобрать у природы. Те регионы, где употребить нечего, неизбежно опустеют. На этом все. Бросит барин шубу с барского плеча: много еще у природы российской запасов. Все выдержит, все стерпит, не нужно панику разводить. Порубим деревца, потом новые понасажаем. Все снова вырастет, все загрязнения выветрятся, все нарушенные экосистемы как-нибудь выживут, а здоровье россияне пускай в санаториях подлечат. Как сказали в старом советском анекдоте - «Не беспокойтесь, все продумано: вы полетите ночью».