Найти тему

Роковая судьба русской актрисы Пелагеи Стрепетовой

Оглавление

В ночь на 1 февраля 1893 г. в квартире драматической актрисы Пелагеи Стрепетовой раздался выстрел. Хозяйка испуганно вышла из спальни и поняла, что ее молодой супруг Александр Погодин добровольно ушел в мир иной.

Буквально несколько часов назад она смеялась над его нелепой ревностью, заметив, что театр для нее важнее семейной жизни.

Александр закричал, что в таком случае он покинет этот мир.

Стрепетова вспылила и холодно сказала, что ей эта комедия надоела.

– Ты на это неспособен, - бросила она ему и ушла спать.

А Александр спустя пару часов все-таки выполнил задуманное.

Пелагею Антипьевну Стрепетову современники считали роковой женщиной. Слишком много ей довелось пережить жизненных драм и коллизий.

Окружающие бурно обсуждали каждое ее любовное увлечение, романы, браки, но больше всего разговоров было о венчании 1891 г., когда сорокатрехлетняя Пелагея стала законной супругой дворянина Александра Погодина, которому тогда едва минуло 28 лет.

Именно финал этого супружества оказался столь страшным. Пелагея была вне себя от горя. Она, казалось, сошла с ума, плакала, звала мужа, на кладбище была готова броситься за ним в могилу.

- Она прекрасная актриса, но переигрывает, - говорили наблюдающие за этим.

- Оставьте, это просто несчастная женщина, - качали головами другие.

Сирота

Судьба актрисы заслуживает отдельного внимания: родителей своих Пелагея не знала, ее подкинули в дом нижегородского театрального парикмахера Антипа Стрепетова, ставшего ее приемным отцом. В жизни девочка была вовсе не красива: «болезненная, бедная физическими силами, неправильно сложенная, чуть горбатая», но она поражала современников силой характера, глубиной актерского дарования и своей внутренней красотой.

На сцену впервые вышла в 7 лет и уже в 14 играла профессионально, была благодарна просто за право выступать даже без жалования. Ее яркий самобытный талант заметили.

Она блистала в роли Катерины в «Грозе» Островского, создав традицию сочувственного, поэтичного изображения русской женщины, мечтающей и любящей, страдающей, готовой служить людям.

Она была актрисой русской реалистической школы, использовала эмоции, умела перевоплощаться так, как никто до нее не мог.

П.А. Стрепетова. Источник Яндекс.Картинки
П.А. Стрепетова. Источник Яндекс.Картинки

Первая любовь и первые разочарования

Первая серьезная влюбленность пришла к ней в 21 год. Она увлеклась актером Михаилом Стрельским. Он был писаным красавцем, исполнявшим роли героев-любовников. Михаил имел официальную жену, но предпочитал это скрывать. А любовниц менял как перчатки.

Пелагея вступила с ним в связь до брака, что тогда осуждалось. Скоро она поняла, что супругой Михаила никогда не станет, но уйти от него не смогла. Родила дочь, которую назвала Машей. К ребенку привязаться так и не смогла, считая, что девочка слишком похожа на отца.

Вскоре Стрепетова поняла, что снова беременна. Теперь ей предстояло содержать уже двух детей, впрочем, новорожденная дочь скончалась через два месяца.

Она ушла от Стрельского и оказалась женщиной с сомнительной репутацией, которой все недоброжелатели прочили самую горькую судьбу.

Новый брак и слава

Тогда она поступила в труппу Рассказова, которая гастролировала в Москве и Петербурге. Здесь ее ждал успех и новая любовь. Она сошлась с актером Модестом Ивановичем Писаревым. Тот был интеллигентным спокойным человеком, который познакомил ее с А. Островским, И. Репиным и Н. Ярошенко. Позже они обвенчались.

Именно художник Н. Ярошенко создал ее портрет, который считается одной из вершин его творчества.

Н. Ярошенко. Портрет П. Стрепетовой
Н. Ярошенко. Портрет П. Стрепетовой

Пелагея родила мужу сына, которого назвали Виссарионом в честь Белинского, а ее внебрачную дочь Машу Писарев удочерил.

Слава пришла к ней. Иван Тургенев плакал на ее спектаклях, Петр Чайковский писал брату о том впечатлении, которое на него оказали ее актерские работы.

Поклонники постоянно дежурили около ее гримерки.

Имя Стрепетовой гремело.

Но брак с Писаревым в итоге распался из-за мучительной несхожести характеров супругов, и Стрепетова посвятила себя сцене и воспитанию детей.

Жизненная драма

Ее новый и последний муж оказался ее поклонником, который мучительно добивался знакомства. Он был влюблен в Пелагею заочно, мечтая познакомиться.

Александр вспоминал, что пришел в ее гримерную и увидел «стареющую горбатенькую женщину с огромными страдальческими глазами», но обычная внешность Стрепетовой нисколько не умерила его любви…

Но их счастье длилось только два года. Муж оказался ревнивым до беспамятства. И в итоге он решился на роковой шаг.

Конец пути

Целый год после трагического ухода мужа Стрепетова не могла выйти на сцену, носила траур, просила прощения у покойного супруга.

Она появилась на сцене только в 1894 году и играла вплоть до 1900 года.

Несмотря на отставку, у нее было много планов на жизнь, но актриса узнала, что серьезно больна. Умерла в Петербурге в 1903 году в 53 года.

Судьба ее детей сложилась печально. Сын Виссарион, которому мать в свое время запретила жениться на любимой девушке, построил неплохую карьеру, но узнав сразу после похорон матери, что его избранница вышла замуж, поспешил уйти в мир иной добровольно.

Дочь Стрепетовой Мария, в юности мечтавшая играть на сцене, тоже по воле суровой родительницы так и не смогла воплотить в жизнь свою мечту.

Пелагея Антипьевна сказала на смертном одре: «Я всю жизнь служила своему народу». Именно это она считала главным делом всей жизни.

Так завершилась жизнь актрисы, которая сумела гениально воплотить на сцене образы русских женщин, но сама так и осталась несчастной…