С древних времен музыкальное творчество на Руси «строить и жить помогало», не давало унывать во время нужд и бед народных. Песни и частушки, хороводы, церковные песнопения были основными формами музыкального искусства. Петр Великий под звуки барабанного боя водил полки на врага и вешал непокорных стрельцов. Привезенная из-за границы мода на ассамблеи встряхивала опухшую от сна закоснелую отчизну. Император Павел I запретил танцевать вальс, но продолжил муштру под звук барабана, генералиссимус Суворов уважал музыку, особливо громкую, преимущественно барабан. Позднее отечественное музыкальное искусство достигает мирового уровня и даже «выше планеты всей» в шедеврах классического оперного и балетного жанра.
Руководители советского государства не имели музыкального образования, некоторые закончили обучение посещением семинарии или приходской школы, но отличались оригинальной привязанностью к музыкальному искусству. Понимать и любить музыку, еще не значит играть на балалайке и плясать под гармошку, необходим в какой-то мере талант и уровень общей интеллектуальной подготовки.
Слушая на квартире сонаты Бетховена, В.Ленин сказал присутствующим: «Ничего не знаю лучше «Аппассионаты», готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди! … Но часто слушать музыку не могу, действует на нервы, хочется милые глупости говорить и гладить по головкам людей, которые, живя в грязном аду, могут создавать такую красоту. А сегодня гладить по головке никого нельзя - руку откусят». Суровые будни революции не располагали к наслаждению классическими музыкальными произведениями.
Второй по рангу пролетарский вождь И.Сталин выделялся среди своих соратников регулярным посещением Большого театра, на сцене которого с вниманием и воодушевлением кавказского человека наслаждался воздушным полетом балерины Дудинской. Дирижеру Самуилу Самосуду, лауреату трех Сталинских премий, указывал на ошибки в управлении оркестром, на что тот с подобострастием почтительно кивал головой. Много было забот в построении социализма в стране, нельзя обойти вниманием и музыкальное просвещение трудящихся.
Н.Хрущева в народе прозвали «курским соловьем», разумеется, не потому что он, подобно «пражскому соловью» Карелу Готу, удивлял своим очаровательным голосом публику. Будучи прирожденным краснобаем и политическим интриганом, к 1980 году публично обещал в Советском Союзе приход коммунизма, понимая под ним общество, в котором будет вдоволь хлеба с маслом. Такой коммунизм был вполне реален, в действительности, по молоку и маслу Америку не догнали, зерно для хлеба с бутербродом пришлось закупать за океаном, обещание даже примитивного коммунизма рассыпалось как карточный домик.
Не все уж так плохо с музыкальным образованием у Никиты, были и танцевальные задатки. На одном из приемов во время визита в США показали канкан в женском исполнении, на буржуазное искусство танца он отреагировал, задрав полы пиджака и показывая журналистам свой широченный зад. Известна оценка выставки художников-абстракционистов, которых Никита по-простецки публично назвал «пидерасами». Кто-то добавил, что неплохо было бы ему перенести эту характеристику на всякого рода исполнителей джаза и подобной терзающей слух громыхальщины гитар и барабанов.
Дорогой Леонид Ильич долгие годы проработал в Молдавии и на Украине, приобщился к национальной музыкальной культуре. В охотничьей усадьбе «Завидово», вместе с другим любителем украинских песен Хрущевым, активно включался в хоровое пение. Искренне восхищался исполнением цыганских романсов Николаем Сличенко, на одном из концертов настолько расчувствовался, что через два дня умер.
Поговаривали, что А.Косыгин и сам Ю.Андропов тайно слушают песни А.Высоцкого, столь необычный интерес был полезен тому, кто хотел получить правдивую информацию о положении в стране.
В приобщении к музыкальному творчеству необычайную активность проявил первый Президент Российской Федерации Б.Ельцин. При встрече в иностранном аэропорту он отобрал палочку у дирижера и на глазах изумленных порядочных немцев стал руководить игрой военного оркестра.
Для привлечения молодых избирателей пустился на сцене исполнять что-то среднее между шейком и джазом. Не забывал своей близости с народом, часто напевая уральскую лирическую со словами «Ой, рябина кудрявая, белые цветы, ой, рябина-рябинушка, что взгрустнула ты?» После беспрецедентного развала огромной страны, великого и могучего Советского Союза, в котором наш «дирижер» принимал самое деятельное участие, взгрустнуть было и остается от чего!