Найти тему

Почему летчик США не уничтожил летчика Люфтваффе Эриха Хартманна, когда тот спускался на парашюте

Эрих Хартманн
Эрих Хартманн

Существует ли на войне честь и достоинство, или же правильно полагать, что на войне средства хороши и есть место и подлости, и обману своего врага ? Так или иначе, стоит признать, что правило "на войне все средства хороши" с большей вероятностью принесет победу его последователю, поэтому редко когда солдаты во время своего участия в боевых действиях воспоминают о такой вещи, как уважение своего противника. Хотя таких случаев известно довольно много.

Вспомнить, к примеру, то, как во время Первой Мировой войны солдаты решили отметить наступающий 1915 год и в последние числа декабря 1914-го года решили организовать несанкционированное "Рождественское перемирие", которое объединило под собой солдат армии Великобритании, Германии, Франции, Австро-Венгрии, и России.

Но как правило, просыпается уважение к своему сопернику уже в момент собственного превосходства и невозможность твоего противника тебе ответить равноценно твоему же удару. Когда он уже обречен на погибель, а ты можешь выбирать - уничтожить или проявить уважение.

Эрих Хартманн
Эрих Хартманн

Настоящее уважение и даже взаимопонимание, а может быть жалость над противников, случилось со знаменитым летчиков Люфтваффе - Эрихом Хартманом в 1944-ом году, когда он всего пятый раз за свою длительную летную карьеру столкнулся в ВВС США.

Эрих Хартманн был на тот момент живой легендой Люфтваффе - лучшим летчиком Германии того времени. К тому моменту он совершил уже более одной тысячи боевых вылетов, но при этом каждый вылет мог стать и последним. У Хартмана была определенная тактика ведения воздушного боя, которая, как он говорил, позволяла ему добиваться успеха практически в каждом сражении.

"Если вы видите вражеский самолёт, вы совсем не обязаны тут же бросаться на него и атаковать. Подождите и используйте все свои выгоды. Оцените, какой строй и какую тактику использует враг. Оцените, имеется ли у противника отбившийся или неопытный пилот. Такого пилота всегда видно в воздухе. Сбейте именно его. Гораздо полезнее поджечь только одного, чем ввязываться в 20-минутную карусель, ничего не добившись"
Воспоминания Эриха Хартмана о ведение боя

Однако в той самой пятой встречи с ВВС США, Эрих Хартман сам попался на "свою удочку" и его излюбленную тактику применили против него самого. Во время завязавшегося боя, в котором Хартману удалось сбить два самолета США "Мустанг", ему на хвост "сели" аж восемь других самолетов США. В один момент у него закончились патроны и он был вынужден выпрыгнуть из самолета с парашютом.

Самолет США "Мустанг"
Самолет США "Мустанг"

Чуть позже, когда он уже снижался с парашютом, заметил, что один из самолетов врага движется прямо на него. Юный Эрих Хартманн уже смерился со своей гибелью, как вдруг этот самый самолет, который только что двигался на него и был готов уничтожить, внезапно изменил свой курс, развернулся, а когда напоследок, как признавался потом Эрих Хартманн, и вовсе помахал ему крыльям. Что это было ? Скорее всего, это и было то самое уважение к своему противнику в лице Эриха Хартмана, который на тот момент был абсолютно недееспособен.

К тому же, и положение дел на фронте было таково, что летчик США мог позволить себе роскошь поступить подобным образом. Но если затрагивать вопрос чести, то к Хартману это относится мало. Как говорил сам летчик, не имеет смысла открывать огонь по самолету противника издалека, гораздо лучше не выдавать себе и уничтожить с максимально близкого расстояния

Я" открывал огонь, когда вражеский самолёт полностью закрывал мне вид вперёд… на минимальном расстоянии… не важно, какой у тебя угол по отношению к нему или какой ты делаешь манёвр"
Воспоминания Эриха Хартмана о своей тактике ведения боя
Эрих Хартманн
Эрих Хартманн

В общей сложности, за всю войну, которая для Эриха Хартмана началась в 1942-ом году, когда он после окончания летного училища только-только отправился на фронт, он был сбит более десяти раз и всегда ему удавалось выжить, но вот это случай, когда американский летчик практически в последний момент развернул свой самолет перед спускающемся на парашюте Эриком Хартманом, был, пожалуй, одним из самых выдающихся его спасений.