Найти в Дзене

Авиационный шлем ЗШ-8, очень редкий образец

Продолжая обзор модельного ряда отечественных авиационных гермошлемов (ГШ) и защитных шлемов (ЗШ), хотелось бы упомянуть об одном достаточно редком авиационном шлеме ЗШ-8, взбудоражившим коллекционеров со всего мира своим появлением в виде лота на одном из известных российских интернет-аукционов. Об авиационном шлеме ЗШ-8 информации настолько мало, что автор блога «Прогулки в стратосфере», проработав не один год на предприятии, разработавшим этот шлем, узнал о нем лишь после того, как ушел с АО «НПП «Звезда», благодаря присланной на него ссылки одним коллекционером из центральной Европы , которому я выражаю свою благодарность. Честно говоря, автор блога попросту не обратил внимания на единственны образец ЗШ-8, хранящийся в музее АО «НПП «Звезда» в связи с тем, что за многие часы, проведенные в пустом музее, уделял внимание в первую очередь авиационным и космическим скафандрам, а ЗШ-8 стоит в неудачном месте на голове манекена парашютиста в самом отдаленном месте, в то время, как его

Продолжая обзор модельного ряда отечественных авиационных гермошлемов (ГШ) и защитных шлемов (ЗШ), хотелось бы упомянуть об одном достаточно редком авиационном шлеме ЗШ-8, взбудоражившим коллекционеров со всего мира своим появлением в виде лота на одном из известных российских интернет-аукционов.

Об авиационном шлеме ЗШ-8 информации настолько мало, что автор блога «Прогулки в стратосфере», проработав не один год на предприятии, разработавшим этот шлем, узнал о нем лишь после того, как ушел с АО «НПП «Звезда», благодаря присланной на него ссылки одним коллекционером из центральной Европы , которому я выражаю свою благодарность.

ЗШ-8, вид сбоку.
ЗШ-8, вид сбоку.

Честно говоря, автор блога попросту не обратил внимания на единственны образец ЗШ-8, хранящийся в музее АО «НПП «Звезда» в связи с тем, что за многие часы, проведенные в пустом музее, уделял внимание в первую очередь авиационным и космическим скафандрам, а ЗШ-8 стоит в неудачном месте на голове манекена парашютиста в самом отдаленном месте, в то время, как его единственное правильное место на витрине между ЗШ-7 и ЗШ-10, куда он надеюсь и будет рано или поздно переставлен.

Примечание: т.к. у автора блога «Прогулки в стратосфере» отсутствуют личные фотографии ЗШ-8, в данной статье будут использованы фото, взятые из открытых источников интернета, а именно лота, представленного на аукционе образца. В контексте статьи, данные фото не имеют отношения ни к аукциону, ни продавцу, а факт продажи по этическим соображениям не обсуждается.

Необычный внешний вид ЗШ-8

Рассматривая авиационный шлем ЗШ-8 сразу бросается в глаза его необычны вид, а именно относительно небольшая площадь каски шлема из стекловолоконной ткани и массивные кожаные ушные наплывы.

Общий вид ЗШ-8
Общий вид ЗШ-8

Вспомнив формулу что технология и функциональность порождают форму, можно сделать вывод, что и форма может многое сказать о предназначении данного шлема.

Аналогичной, очень похожей формой обладают шлема американской фирмы Джентекс

Авиационный шлем джентекс DH411
Авиационный шлем джентекс DH411

Авиационные шлема Джентекс DH-411; ВРН-2 для использования на борту самолетов и вертолетов с низкими летными характеристиками, а также обслуживающего персонала службы наземного обеспечения и Джентекс DH 41-2, разработанный для летчиков канадских ВВС.

Конструкция шлема ЗШ-8

Конструктивно ЗШ-8 состоит из каски шлема, выполненной из стекловолоконных материалов. Особенность каски ЗШ-8 заключается в отсутствии височной части, на месте которой установлены массивные шумопоглащающие наушники с гарнитурой связи.

ЗШ-8, вид сбоку.
ЗШ-8, вид сбоку.

Внутри каски имеется амортизационный слой, выдвижной светофильтр и разъемы коммуникации связи.

ЗШ-8, внутренний амортизационный слой и гарнетура связи.
ЗШ-8, внутренний амортизационный слой и гарнетура связи.

По некоторым сведеньям, имелось две модификации ЗШ-8: конструкция первой (представленной на фотографиях) была аналогична шлему DH 41-2 и DH-411 , а вторая судя по описанию аналогична ВРН-2.

Примечание: т.к. автор блога «Прогулки в стратосфере» на данный момент не имеет какой либо подтвержденной информации касательно годов разработки и предназначения авиационного шлема ЗШ-8, то далее будут высказаны лишь аргументированные предположения, которые могут оказаться ошибочными.

В любом случае, дискуссия о предназначении лучше безмолвного забвения этого изделия.

Годы разработки ЗШ-8

Т.к. порядковый индекс изделия идет за ЗШ-7, разработанном в конце 70-х, начала 80-х гг. для применения в комплекте ККО-15 на самолетах четвертого поколения, можно предположить, что ЗШ-8 был разработан как минимум, в конце 70-х гг прошлого века.

Косвенно эту информацию подтверждает большое сходство с американскими шлемами фирмы Дженткес DH-411; DH 41-2 и ВНР-2, подробные сведенья о которых появилась в СССР не поздней 1978 года.

Кроме того, автор блога «Прогулки в стратосфере» не исключает того, что ЗШ-8 был прямой попыткой репликации американских образцов с целью научного подтверждения, или опровержения выбранных фирмой Джентекс конструкторских решений, проверки эргономических качеств, а также поиска слабых и сильных сторон такой конструкции, что является своеобразной нормой, которой .

По номеру не сложно идентифицировать год изготовления и судьбу данного образца.
По номеру не сложно идентифицировать год изготовления и судьбу данного образца.

Предназначение шлема ЗШ-8

Исходя из схожести ЗШ-8 с американскими образцами, можно смело утверждать, что данное изделие разрабатывалось в качестве вертолетного шлема для ВВС СССР. Как вариант, ЗШ-8 мог рассматриваться для применения наземными службами обеспечения объекта 1143.5. Еще одним возможным вариантом являлась попытка создания реплики ЗШ-3, который так любили летчики за возможность облегченного ношения шлемофона без каски и многократно просили разработать аналог.

Предположительные причины отказа от применения ЗШ-8

В отличии от ВМФ США, в СССР был спущен на воду всего один ТАВКР «Адмирал Кузнецов» нового поколения, однако поздний СССР не успел сформировать полноценно функционирующую авианосную группировку, а 90-е годы и вовсе оказались годами забвения, в связи с чем ЗШ-8 утратил свою актуальность для авианосного флота.

Применение ЗШ-8 экипажами вертолетов также оказалось не однозначным по причине плачевного экономического состояния в России после развала СССР. В сложившейся ситуации единственно правильным решением была доработка прошедшего государственные испытания и принятого на вооружение авиационного шлема ЗШ-7 до модификации вертолетной версии ЗШ-7В, о котором я обязательно напишу отдельную статью.

Вертолетный ЗШ-7В с системой ночного виденья. Фото из открытых источников интернета.
Вертолетный ЗШ-7В с системой ночного виденья. Фото из открытых источников интернета.

Что касается музейного экспоната на манекене парашютиста, то это с большой долей вероятности банальная ошибка, когда малоизвестный образец был поставлен на усмотрение смотрителя по принципу «где бы поставить?». 

ЗШ-8 на заднем плане в наименее интересной для автора блога зоне экспозиций(((
ЗШ-8 на заднем плане в наименее интересной для автора блога зоне экспозиций(((

Во всяком случае, автор блога «Прогулки в стратосфере» не верит в парашютный вариант ЗШ-8 хотя бы по отсутствию смысла в гарнитуре и тому, что был однажды свидетелем случая, когда мой коллега УКБ, которому я передаю свой привет, во время одной из лекций в музее АО «НПП «Звезда» оскорбился шлемом ЗШ-10 на голове сидящего в катапультном кресле К-36 манекене в высотном компенсирующем костюме ВКК-6 и начав крыть матом умника, оформившего экспозицию, принялся посреди лекции на глазах студентов и очень уважаемого корифея предприятия снимать шлем, что бы найти ему подходящее место на «другой голове» т.к. снять с кондочка сам ВКК оказалось не под силу даже ему)))).

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Прогулки в стратосфере». Когда в Москве полночь, а у нас только 23:00, я уединяюсь в тишине на кухне с ноутбуком и стаканом чая для того, чтобы написать новые материалы для будущих путешествий в мире высотной авиации и космонавтики.