Сейчас ты выпорхнешь, инфанта,
И, сев на телеграфный столб,
Расправишь водяные банты
Над топотом промокших толп.
Борис Пастернак, «Бабочка-буря» (1923)
Родители называли её ангелочком, а муж обращался в письмах — «моя радость».
Инфанту Маргариту ещё в младенчестве обручили с родным дядей королём Леопольдом I — братом её матери. Такие браки среди царствующих особ не вызывали порицания.
Тем более, сама мать инфанты была замужем за своим дядей, и такая же судьба ждала её дочь-малютку.
Эти союзы портили королевскую кровь — близкородственные браки вызывали различные уродства и много детей умерло ещё в младенчестве. Так, многие представители рода Габсбургов отличались неприглядной внешностью, есть даже термин «габсбургская губа». Полюбуйтесь сами.
Ведь в то время никто и понятия не имел о генах, потомки таких браков были не только физически уродливы — они ещё страдали и психическими отклонениями и не могли хорошо управлять страной. Через 100 лет Испания пришла в упадок.
Но речь не об этом, а о прекрасной принцессе. Да, она действительно была прекрасна — ей повезло не иметь уродливую внешность и проблемы с психикой, но здоровье было очень слабым…
Тем не менее принцесса получила блестящее образование и была очень умна.
Что не скажешь о её брате, который совсем не был приспособлен к управлению страной и привёл ее в окончательный упадок. По причине кровосмешения брат Маргариты не оставил после себя наследников…
Поскольку судьба девочки была предопределена, каждый год ко двору жениха привозили её портрет, чтобы жених мог наблюдать, как растёт его невеста. В то время придворным художником отца Маргариты был Диего Веласкес. Он трепетно и с любовью изображал хрупкую красоту девочки, посмотрите сами.
Несмотря на на 11 лет разницы в возрасте, этот брак был счастливым. Леопольд I устроил пышные свадебные празднества и дал конный балет. Это невиданное доселе техническое зрелище как будто парящих в воздухе лошадей и карет, где император выступал на своей любимой кобыле Эсперансе. Пару объединяли любовь к искусству и музыке, им было интересно вдвоём. На этом парном портрете их глаза светятся радостью:
Из их четверых детей выжила только дочь. Говорят, процент детской смертности в королевской семье превышал детскую смертность среди крестьян… Но тогда ничего не знали о генетике, и набожная императрица винила во всём евреев, призывая мужа изгнать их из Вены.
Маргарита была испанкой, а испанцев не любили при дворе за их традиционность, чопорность и заносчивость. Маргариту и её свиту сопровождали придворные интриги и насмешки, а подданные Леопольда надеялись, что его жена умрёт.
И дождались — инфанта умерла совсем юной в 21 год, от осложнённого бронхита после четвёртых родов…
А нам остались чудесные портреты вечного детства Маргариты.
Читайте так же на канале