Много публикаций написал я, в которых изложил свою версию о причине гибели группы Дятлова. Но писал я отрывочно. А сейчас хочу изложить свою версию полностью. Но прежде чем изложу, расскажу суть происшествия, как о нём официально рассказывается:
Пошла в турпоход группа Дятлова в январе 1959 года. Пошла и не вернулась. Были организованы поиски. Сначала нашли палатку. Она стояла на склоне горы Холатчахль. Вещи туристов были в палатке, но самих туристов там не было. Пятерых туристов нашли в течение последующих нескольких дней. Они были без верхней одежды и обуви и как будто умерли от холода. А остальных четверых нашли только через три месяца. Они лежали на дне оврага под слоем снега 4 метра. И трое из них умерли явно не от холода. У Дубининой и Золотарёва были сломаны рёбра, у Тибо-Бриньоля был как бы раздавлен череп. Но внешних повреждений не было. Как будто они умерли от того, что их сдавили прессом. Причём у Дубининой почему-то не было глаз и языка, а у Золотарёва не было глаз.
А вот это моя версия:
Жил-был в городе Лермонтов Ставропольского края учитель физкультуры, участник войны, коммунист Семён Золотарёв. Любил он ходить в турпоходы. Причём брал с собой туда и школьников той школы, где он преподавал. Но что-то вышестоящим начальникам не понравилось это дело. Подозрительным это им показалось, что Золотарёв слишком увлечённо водит детей в походы. А вдруг он там с ними чем-то нехорошим занимается? Наехало на него начальство. И... уволили его с работы. В апреле 1958 года это случилось.
И от такого позора уехал Золотарёв из Лермонтова. В дальние края уехал. На Алтай. За тысячи километров от Ставропольского края. Чем он там занимался, точно неизвестно. Но, кажется, работал на турбазах. И в этих скитаниях, а может быть, и ещё раньше, когда жил в Лермонтове, услышал он, а может, и не раз слышал от знакомых туристов странную историю: будто бы на северном Урале в районе горы Отортен какие-то огненные шары летают в небе. И пришла мысль Золотарёву: а сходить в поход к Отортену, изучить эти шары, сфотографировать, а потом ещё и в газетах опубликовать статью о них. И тем самым прославиться на всю страну. А также, как говорится, утереть нос тем, кто ни за что, ни про что уволил его с работы.
И в сентябре 1959 года поехал Золотарёв в Свердловск. Ведь Отортен находится в Свердловской области. Он решил в Свердловске на турбазу устроиться и поход совершить к Отортену. Не один, конечно, а с тургруппой какой-нибудь. Устроился он на работу в Свердловске на Кауровскую турбазу.
А в декабре 1958 года он узнал, что пойдёт в турпоход на северный Урал группа Согрина Уральского политехнического института. А Отортен как раз на северном Урале находится. И решил Золотарёв пойти с этой группой в поход. Но ознакомившись с их маршрутом, он понял: они не к Отортену пойдут, а ещё севернее. Так что с ними идти бесполезно. Но тут же узнал Золотарёв, что к Отортену пойдёт другая группа УПИ — группа Дятлова. И записался он к ним.
Туристы Свердловска и УПИ, в частности, тоже кое-что слышали про огненные шары у Отортена. Но Золотарёв их ещё соблазнил своим желанием изучить эти шары и сфотографировать. И они с собой набрали побольше фотоаппаратов и даже рулон киноплёнки, чтобы её использовать, если фотоплёнка закончится.
И вот они вышли к Уральскому хребту, к горе Холатчахль. Двинулись дальше, к Отортену. И где-то посередине пути между Холатчахлем и Отортеном они увидели эти шары! Но далеко, на горизонте, на западе, в горах сверкали эти шары . Но это Золотарёву было недостаточно. Он хотел поближе их рассмотреть и сфотографировать. И стал он уговаривать Дятлова: давайте, мол, сходим в горы, к шарам? Но пойти туда — это значит: отклониться от маршрута, потерять день, а может, и больше. Это в планы группы не входило. Да и тяжело по горам ходить с рюкзаками. И тогда Золотарёв предложил: а он один туда сходит, налегке, без всякого груза, только фотоаппарат с собой возьмёт. Быстро туда сбегает, сфотографирует, а все остальные туристы пусть поставят палатку и ждут его здесь. Дятлов согласился. Поставили палатку и... тут Дубинина и Тибо-Бриньоль тоже изъявили желание сходить, на огненные шары посмотреть. И пошли они с Золотарёвым.
Пошли навстречу своей смерти!
Они не знали, что эти огненные шары — это взрывы вакуумных бомб. Там был полигон для испытания этих бомб. Полигон ничем не был огорожен. Это была естественная котловина в горах. А так как там не было ограждения, они туда свободно прошли. И попали под взрыв вакуумной бомбы!
Золотарёва и Дубинину смертельно травмировало. И вскоре они умерли. А Тибо-Бриньоль впал в кому. Военные слишком поздно заметили, что на полигоне посторонние. Заметили уже после взрыва. Они, вероятно, догадались, что это туристы. Догадались и о том, что где-то поблизости должна быть и палатка. Ведь никаких рюкзаков у этих троих туристов не было, значит, они всё оставили в палатке. Пошли военные по следам лыж, а точнее, полетели на вертолёте и нашли палатку. А там было ещё шестеро туристов. Военные заставили их сложить палатку, а потом и их, и амуницию повезли на базу. Не на полигон, а на базу. На полигоне ведь никаких сооружений не было.
На базе их допросили, узнали, что они — туристы из УПИ. О происшедшем военные доложили в Москву. И там задумались: что теперь делать? Огласки, конечно, никому не хотелось. Тем более, что в это время происходило очень важное и торжественное событие: XXI съезд КПСС. Не хотелось омрачать ситуацию. Но как скрыть эту трагедию? И Москва приняла такое решение: изобразить, что самый старший из туристов, Золотарёв, был... иностранным шпионом. Он, мол, нарочно заманил туристов на полигон, чтобы сфотографировать испытания секретного оружия и передать за рубеж.
И вот начали лепить шпиона из Золотарёва. Решили изобразить, будто на самом деле это не Золотарёв, а вообще какой-то другой человек по имени... Геннадий. С этой целью на правой руке Золотарёва сделали наколку: имя — «Гена». Будто бы он её когда-то в юные годы наколол. И ещё другие детские наколки сделали. Звезду, например. Год рождения ещё. И прочие. Но главное — ему сделали наколку, указывающую, что он — точно шпион. Наколка эта представляла из себя непонятное слово: ДАЕРММУАЗУАЯ. Будто бы это — шпионский пароль какой-то.
Но пока делали эти наколки, Москва передумала. Другое решение она приняла. Решила не лепить шпиона из Золотарёва. А решила Москва вот что сделать: убить оставшихся в живых туристов. И изобразить, будто бы погибли туристы из-за урагана. Сидели они будто бы в палатке на горе, и их сдуло ураганом с горы. А потом они будто бы замёрзли и умерли.
Отравили оставшихся в живых туристов. Прибыл из Москвы на ту военную базу агент КГБ, специалист по отравлениям, и отравил туристов.
А потом палатку и амуницию перевезли на гору Холатчахль, установили там палатку, вещи туда положили. А палатку изрезали, порвали слегка. Будто бы ураганом её порвало. А трупы туристов разложили на склоне горы, у подножия и у кедра. А тела наиболее травмированных туристов(Дубинину, Золотарёва, Тибо-Бриньоля) решили в ручей положить. А почему в ручей — сейчас объясню.
Взрывом вакуумной бомбы у Дубининой вырвало глаза и язык, а у Золотарёва глаза. И вот, чтобы никто не понял, что у них нет глаз и языка, надо было сделать так, чтобы их тела побыстрее разложились. Сгнили. Чтоб когда трупы найдут, пусть все думают, что глаз и языка нет потому, что они разложились и всё смыло течением ручья. Тело Дубининой даже так в ручей положили, чтобы вода прямо по лицу текла.
Но те из Москвы, кто задумал эту операцию «Ураган», совершили просчёт. Они не знали, что у Дубининой и Золотарёва не только нет глаз и языка, а ещё и рёбра сломаны. А у Тибо-Бриньоля череп раздавлен. Не знали инсценировщики вот почему: а внешне-то не было заметно, что рёбра сломаны и череп раздавлен! Внешних же повреждений не было. Как говорится, закрытый перелом. И когда трупы найдут в мае, при вскрытии всё это обнаружится!
Но пока никто этого не знал, и партия и правительство готовились повесить вину на ураган. 27 марта собралось бюро горкома Свердловска. И там был озвучен вердикт: а ураган виноват. Но не только.
Обвинили также и Дятлова. Зачем он палатку на горе поставил? Разве так можно?! Обвинили и председателя спорткомитета УПИ Гордо. Зачем он таких неопытных туристов в поход отправил, а? И уволили Гордо с должности. Досталось и ректору УПИ. Но его не уволили, а только выговор влепили. И ещё кому-то выговор дали. Я уж не помню, кому.
И вот прошло более месяца. Были найдены наконец-то остальные 4 туриста. Было произведено вскрытие и обнаружилось, что у Дубининой, Золотарёва и Тибо-Бриньоля жуткие травмы!
Партия и правительство поняли: вину на ураган спихнуть не удастся. Ураган, конечно — это мощная штука. Он и деревья ломает, и крышу с дома может снести. Да сам дом может снести. Но несмотря на такую мощь, ураган не может сломать человеку рёбра и сплющить череп.
Следователи и прокуроры Свердловска задумались. Ведь надо же было выяснить: кто туристам сломал рёбра и череп? Эксперт Возрожденный сказал: такие травмы могли получиться или от наезда автомобиля, или от взрывной волны. Но, так как автомобили по северному Уралу не ездят, значит, травмы от взрыва?
И обратилась Свердловская прокуратура в Москву с запросом: а не проводились ли в районе горы Отортен какие-то военные испытания? А вместо ответа прибыл из Москвы зампрокурора РСФСР Ураков и... забрал материалы дела в Москву. А через какое-то время пришло из Москвы указание: дело закрыть, а всем говорить, что туристы погибли в результате несчастного случая. Но Москва не объяснила конкретно: а какой именно несчастный случай написать? И написал следователь Иванов вот такую туманную фразу: туристы погибли в результате стихийной силы, которую они не смогли преодолеть...
А я скажу так: причина гибели туристов — любопытство и гонка вооружений. Но любопытство — это не порок. Любопытство — это природное свойство человека. А вот гонка вооружений...
Можно ли её оправдать? Это вопрос...