Жанр тюремной песни, а фактически песни русской народной, сложенной в местах заключения, рожденный шведом Вильгельмом Гартевельдом, быстро развивался на российской эстраде в 1910-ых годах. Ансамбли, подобные созданному Гартевельдом, стали появляться один за другим, чаще всего «песни каторги» исполнялись вокальными коллективами – дуэтами, квартетами, но были и сольные исполнители. Весьма популярными на российских сценах около 100 лет назад были «Квартет сибирских бродяг п/у А. Гирняка», «Квартет сибирских бродяг во главе с Т. В. Строгановым», Квартет «Жители Сибири», Ансамбль «Хор каторжников» … «Хор каторжников», кстати, был записан со своими тюремными песнями весьма респектабельным Акционерным Обществом «Граммофон».
Очень скоро исполнители стали театрализовать свои концертные номера – музыканты и певцы выходили на сцену в арестантских робах, бушлатах, бескозырках, располагались вокруг импровизированного костра и затягивали:
Отец скончался мой в тюрьме,
В цепях и под надзором,
Мать родила меня на свет
В канаве, под забором.
Вот, например, опубликованная в сборнике воровская песня "Зачем я, мальчик, уродился":
Ее записал на граммофоне выдающийся русский бас Лев Сибиряков:
Вот еще несколько песен, записанных в Сибири шведским композитором В. Гартевельдом: «Идет он усталый» – старинная этапная (Нерчинская каторга); «Встану я чем свет» – рудничная (Нерчинские рудники); «Звезда, прости» – Тобольская каторга, «Ах ты, доля!» (Тобольская каторга).
Афиши ансамбля Гартевельда зазывали на концерт «Песен каторги, бродяг, заводского населения, а также сибирских инородцев (самоедов, остяков, киргизов, бурят и др.)»
Так и рождались целые концертные циклы «Песни сибирских бродяг», «Песни каторги», «Песни тюремных невольников», «Песни узников» и т. д.
Среди солистов-вокалистов этим репертуаром выделялся знаменитый русский певец, великолепный бас Л. М. Сибиряков. Лев Михайлович сделал блестящую карьеру – был солистом Мариинской оперы, пел в Большом театре, выступал в Западной Европе. В Милан, в легендарный театр «Ла Скала», его лично пригласил великий дирижер Артуро Тосканини. Если певец такого масштаба, звезда мировой оперы, обратил свое внимание на плоды поисков В. Н. Гартевельда, видимо, они стоили того!
Л. М. Сибиряков с песнями каторжан был записан на грампластинки. На одной из этикеток читаем: «CONCERT RECORD «GRAMOPHONE». Изготовлено «Обществом ГРАММОФОН с ограниченной ответственностью» в РИГЕ. Russian Bass. Ах ты, воля! Гартевельд. (Тобольская каторга). Л. Сибиряков, артист Императорских театров. Санкт-Петербург».
А сам Вильгельм Наполеонович Гартевельд пробыл в России до 1918 года. Поиски лучшей доли новыми властями нашей страны оказались ему чужды, и с первой волной эмиграции он уехал. В 1919 году судьба забросила его в Константинополь, с 1920 года он жил в родной Швеции, где и скончался спустя семь лет.
А вот список солистов и перечень записей песен каторги. Среди певцов, записанных на граммофонные пластинки – выдающиеся русские исполнители во главе с Ф. И. Шаляпиным! Между прочим здесь записан и Хор каторжников Тобольской каторги!
Еще раз подчеркну, что исполнители и сам репертуар были чрезвычайно популярны, даже модны, в начале ХХ века!!
Нужно сказать, что этот уникальный пласт российской музыкальной культуры сегодня совершенно не исследован. Песни эти, являющиеся, по сути, русскими народными, фольклорными, в наши дни почти никем не исполняются, а нотные сборники пылятся в фондах библиотек и в нотохранилищах.
Исключение составляют единичные обращения к этому репертуару!
Можно вспомнить, например, компакт-диск звезды мировой оперы, выдающегося болгарского баса середины прошлого века Бориса Христова. В этой работе он обратился к русским романсам и песням. Записал старинные романсы, сочинения русских композиторов-классиков, романсы русской эмиграции, романсы царской России, и среди них несколько воровских песен. Борис Христов при жизни считался прямым наследником и последователем Шаляпина, которого он просто боготворил! Диск записан в сопровождении ансамбля русских народных инструментов, что только усиливает интерес к этой работе!
Ну, так это запись одной-двух песен!
А как интересно было бы послушать сегодня целую концертную программу, составленную из этих песен!!!
Один из тех, если не единственный, кто с успехом исполняет этот редчайший репертуар в наши дни на концертных эстрадах России – певец Николай Кошелев.
Он коренной волжанин, нижегородец, обладатель редкого по красоте и силе лирико-драматического баритона. В его творческой биографии – десять лет работы на сцене Нижегородского театра оперы и балета, совместные выступления с Борисом Штоколовым, Юрием Гуляевым, Артуром Эйзеном, Тамарой Милашкиной, Марией Биешу, Анатолием Соловьяненко, Герардом Васильевым.
Сначала я сомневался, сумею ли я это сделать – материал уж очень необычный! – рассказывает Николай Кошелев. – Но когда начал работать!.. Эти песни очень жизненные, человечные, понятные, душевные, это тронуло меня, привлекло. Я стал с удовольствием их учить, впевать. К этим песням нужно было привыкнуть! Прочувствовать их и передать вот это свое отношение.
Эти песни написаны по вдохновению! Они – от души! И музыка замечательно щедро написана, и обработана удачно, и слова хорошие – меня это трогает. И я не пожалел, что взялся за эту программу, хотя сначала сомневался!
Материал оказался интересный, серьезный, глубокий, жизненный, правдивый, истинный!
«Колодники» – яркая, потрясающая песня, «Ах ты, доля, моя доля!» – замечательная песня, там есть каторжные этапные, они все очень серьезные и очень хорошие! Мне очень нравятся!
Безусловно, чувствуется то, что это – песни попавших в беду людей. Ведь часто бывало так, что туда попадали случайно, там оказывались те, кто страдал за правду, кого не понимали, кто попал туда по ошибке, по навету. «Ах ты, доля, моя доля!», например – он пошел на поклон к царю, с челобитной, а его поймали и посадили. Ведь «не за пьянство, за буянство»!..
Тексты-то какие! А ведь есть еще русская народная песня на пушкинские стихи «Сижу за решеткой в темнице сырой», есть «Славное море – священный Байкал», «По диким степям Забайкалья»! И ведь все они очень жизненные!
Я о чем задумался!? Вот воспоминания моего детства – ведь, помню, в каждом доме почти пели эти песни! Я удивляюсь, почему же пели? И еще что меня поразило – ведь они же кто на каторге, кто в тюрьме, но они любят свою Родину, они любят Россию, переживают за нее! Это удивительно! То есть, они – патриоты! Вот именно в этих песнях – это удивительно хорошо!
Они рвутся на волю, к своим родным, они понимают, что, может быть, оступились, но там много и таких, кто попал туда волей случая! И все они – тоже люди!
Я уже думаю теперь о том, что спел бы эти песни и для сегодняшних заключенных. Даже в Библии написано о том, что нужно посещать их, не оставлять своим вниманием!
В этих песнях проявляется их любовь к ближним, их страдания, их покаяние. Да-да! Покаяние!
Они мучаются, они так свой крест несут!
Некоторые не выдерживали, срывались, бежали. Как в песне «Зачем я мальчик уродился»! Это уж как мания, как болезнь!..
Но в целом, в этих песнях – огромный положительный заряд! Это – любовь к близким, любовь к Родине, к людям вообще! А какая любовь, даже нежность, чувствуется – «хлебом крестьянки кормили меня, парни снабжали махоркой»! Это же с любовью поется! Каторжане, а – люди все равно!
Здесь и неспешные размышления о жизни, о себе, о своем месте в этой жизни. Такая мелодика, такой необычный, медленный ритм … Особенно эта неспешность, неторопливость остро чувствуется и воспринимается сейчас, в наше суетное время. Эти слова встретившихся с горем людей, они идут не от головы, а от сердца!
А потом, на Руси ведь всегда относились к ним очень жалостливо, ведь не случайна поговорка «От тюрьмы да от сумы не зарекайся». Она очень мудрая. Русские поговорки я теперь часто вспоминаю, привожу по случаю сам. Действительно так! Всяко ведь бывает!
В общем, интереснейшая тема, серьезная, глубокая, на первый взгляд, очень трудная!
Мне очень важно в своем концерте донести все это до зрителя и слушателя, ничего не забыть, ничего не потерять, показать всю драму и трагедию, и лирику, и нежность всех этих песен! И боль, и стон, и плачь сердечный и душевный – как исповедь!
Друзья!
Очень интересно было бы ознакомиться с вашими комментариями, размышлениями, предложениями. Может быть, есть какие-то вопросы?
Не забудьте поставить лайк - большой палец вверх!!
И не забудьте подписаться на мой канал!