Ребенок выходит на улицу, но вместо того, чтобы кататься с горки на оборудованной площадке, взбирается на высокое дерево. Или находит лаз в ограждении ближайшей стройки и с удовольствием возится на кучах песка, кирпичей и балок. Почему детей так привлекают рискованные занятия? Преподаватели онлайн-школы Hello world решили поделиться с читателями канала мнениями специалистов.
Адреналин или желание побороть страх
Если сын или дочь сознательно ищет опасности, это не потому, что, как говорят взрослые, ему «не хватает адреналина в жизни». Хотя не стоит исключать и этот фактор. Ведь гормон стресса – биологически активное вещество, которое нас мобилизует, побуждает к действию. Его нехватка у многих людей вызывает апатию, а то и депрессию.
У большинства детей другие мотивы поиска «острых ощущений». Они изучают мир, учатся взаимодействовать с различными жизненными вызовами, в том числе и со страхом. Ребенку интересно побороть боязнь, оказавшись в опасной ситуации. Так что подсознательное влечение к риску у детей продиктовано желанием обрести опыт преодоления страха.
Категории риска, которые привлекают детей во всем мире
Родитель не будет сознательно подвергать дитя опасности. Даже если сам все детство пробегал по пустырям и недостроенным зданиям.
Теперь бывшие «казаки-разбойники» водят своих детишек на оборудованную площадку, где каждый снаряд прошел строгую проверку, сертификацию и другие тесты безопасности. Но и малышам, и подросткам быстро надоедают чинные организованные игры. Как только они оказываются вне поля зрения взрослых, правила тут же меняются.
Вместо катания с горки – прыжки на землю с верхней ступеньки, акробатика на перекладине футбольных «ворот», перепрыгивание через лавочку с разбега и прочий экстрим.
Одна из преподавателей норвежского университета Queen Maud University Эллен Сэндсетер, изучая влечение к риску, выделила 6 наиболее привлекательных для детей категорий:
- Куча-мала. На всех континентах Земли дети любят гоняться друг за другом, устраивать потасовки и неразбериху.
- Опасные среды. Детворе интересно находиться у больших и глубоких водоемов, разводить костры.
- Пропасть/потеряться. Игра в прятки у малышей вызывает захватывающее чувство временного отделения от товарищей, пугающего одиночества. Дети постарше могут отправиться в «дальнюю дорогу» в соседний квартал.
- Опасные инструменты. Лук и стрелы, сельскохозяйственная утварь – в игру пускается все, что оказывается доступным. Особое удовлетворение дети чувствуют, если им доверили, например, поработать газонокосилкой, мясорубкой и т.п.
- Большая высота. Пугающее расстояние от земли, захватывающее чувство покорения вершины – вот что заставляет лазать по деревьям или высоким конструкциям.
- Большие скорости. Удовольствие от катания на санках с высокой горы, на скоростных каруселях, на скейтбордах и даже на веревке, привязанной над обрывом в реку, похоже, у всех нас в крови.
Где чаще всего слышен заливистый детский смех, переходящий в восторженный визг? Да, на снежных горках, батутах, в аквапарках, где есть экстремальный спуск в бассейн или эффект большой волны.
Детей невероятно захватывают эмоции, получаемые в опасных играх, значит, они в них нуждаются. Задача родителей – объяснять им последствия, а для самых маленьких сделать опасность недоступной.
Сделать риск безопасным
Интересное исследование провели ученые с детенышами крыс.
В раннем возрасте грызунов лишили возможности играть с соплеменниками. Животные видели друг друга, но не могли взаимодействовать. Когда их поместили в новую среду, они оказались чрезмерно пугливыми, не могли адаптироваться, изучить обстановку, как поступают обычные крысы.
Встреча с незнакомым сверстником вызывала в них парализующий страх или неконтролируемую агрессию. То есть животные, лишенные опасности, выросли эмоционально неполноценными.
На основе этого и подобных исследований Сендсетер сделала вывод. Если детям не дают участвовать в рискованных играх, соответствующих их возрасту, количество нервных расстройств в обществе увеличивается. Лишая детей свободной, рискованной игры, мы создаем условия для развития у них нежелательных отклонений.
По мнению исследователей, в организованных спортивных играх намного чаще случаются неприятности, чем в свободных дворовых. Поэтому взрослым не стоит навязывать детям игры, занятия спортом и другие виды деятельности, где опасность якобы контролируется.
Пусть дворовые игры остаются в поле фантазий и творческого мышления детей. А чтобы обезопасить их, необходимо просто объяснять возможные последствия шалостей.
Уважаемые родители, а вы отмечали у своих детей склонность к играм, которые вам кажутся экстремальными?