Рихард Штраус – один из последних композиторов-романтиков. Жизнь его оборвалась в относительно близком нам 1949 году. Если Вы хоть раз смотрели «Что? Где? Когда?» или «Космическую Одиссею» Кубрика – то со Штраусом вы знакомы. Именно там звучит его симфоническая поэма «Так говорил Заратустра».
Штраус написал её, вдохновившись одноименным трудом Фридриха Ницше. У неё даже есть подзаголовок: «Свободная композиция по Ницше».
Такой случай – музыкальное сочинение на основе философского труда – был нонсенсом. Критики ругали сочинение и Штрауса за «облегченность», «банальщину» и «упрощённость», даже называли полным провалом. Но время всё расставило на свои места, и в итоге для нас «Заратустра» стал чуть ли не визитной карточкой Штрауса.
Не ищите в «Заратустре» полной иллюстрации труда Ницше! Вообще не стоит заниматься такими вещами при прослушивании программных произведений. Прежде всего, композитор воплощает в звуках впечатления или эмоции от увиденного/прочитанного, либо переосмысляет первоисточник. Штраус писал: «Я не стремился написать философскую музыку или музыкально портретировать великое произведение Ницше. Скорее, я намеревался облечь в музыку идею человечества – от его происхождения, через различные фазы развития, как религиозного, так и научного, вплоть до идеи Ницше о сверхчеловеке».
Ницше в конце XIX века увлекались все. Я уверена, что вы и без меня знаете, кто это такой. Но позволю себе тезисно перечислить, чем он знаменит:
1. Критика христианства, христианского милосердия и заповеди «возлюбить ближнего»
2. Убеждение в отсутствии равенства между людей, деление человечества на сильных и слабых, господ и рабов
3. Бессознательная воля человека к власти
4. Идея сверхчеловека (непосредственно относится к «Заратустре»).
Сверхчеловек – человек, стоящий над всеми, лишённый принятых моральных норм. Сверхчеловек лишён совести, так как совесть управляет человеком, а сверхчеловеком не управляет никто.
Заратустра у Ницше и есть Сверхчеловек, пророк, отвергнувший любовь, религию, науку, земные тревоги, ушедший в надзвёздный мир.
В симфонической поэме Штрауса есть 9 озаглавленных частей, совпадающие сюжетно с книгой Ницше:
1. Предисловие, или Восход (именно тему Восхода мы всегда и слышим)
2. О людях потустороннего мира
3. О великом томлении
4. О радостях и страстях
5. Погребальная песнь
6. О науке
7. Выздоравливающий
8. Танцевальная песнь
9. Песня ночного странника
Само сочинение строится на трёх темах: природы, любви и отвращения к миру. Их взаимодействие даёт ключ к пониманию поэмы.
В отличие от Ницше, у Штрауса главный герой – человек, стремящийся достичь уровня Заратустры.
Отличия от концепции Ницше можно проследить на протяжении всей симфонической поэмы, но наиболее показателен финал. У Ницше образ главного героя концентрирует вокруг себя все символы и темы своего учения; в отличие от Христа, Заратустра спускается в мир несколько раз, и его встречи с людьми как форма открытия своего и восприятия чужого необходимы для обретения собственного пути – между индивидуализмом и коллективизмом. У Штрауса драматургия поэмы линейна: Заратустра в своей космической пляске воспаряет ввысь (часть 8 «Танцевальная песнь») провожаемый взглядом человека. Финальная «Ночная песнь» утверждает мысль о невозможности познания смысла бытия. Мир без Заратустры показан непримиримым противоречием темы природы из вступления и темы человека. Соответственно, подлинным героем Р. Штрауса становится не пророческая фигура Заратустры, а обычный, «земной» человек, преодолевающий свои сомнения.
—————————————————————————————————————
Другие статьи автора:
1) Музыка Латинской Америки: Куба
3) Музыка Латинской Америки: Мексика
—————————————————————————————————————
Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊