Битва в Нумидийской пустоши является одним из эпизодов Югуртинской войны, которая произошла в северной Африке с 112 до 105 года до нашей эры. В сто пятом году до нашей эры объединенное мавритано-нумидийское войско предприняло бросок на римские земли в Нумидии и заняло стратегически важный город, где располагался зимний лагерь римлян. Известие о падении города не успело вовремя дойти до ставки римлян. Пользуясь эффектом неожиданности, африканцы предприняли внезапную ночную атаку на полевой лагерь Гая Мария, расположенный около города Сифиро.
Впервые за всё время римляне оказались не готовы к боевым действиям, кроме того их силы были разделены. Пока главный лагерь Мария подвергался непрерывному ночному штурму, еще одно сражение завязалось на соседнем холме, где лагерем стояла вся легионная конница под командованием Луция Корнелия Суллы. Огромный удар по боевому духу римлян наносил постоянный обстрел дротиками и камнями, которые местные племена активно применяли для ослабления противника.
После нескольких часов приступа из строя начали выходить щиты, разбивающиеся под градом снарядов нумидийцев и мавританцев. После рассвета сражение не прекратилось, а лишь возобновилось с новой силой и не стихало весь день до заката. Отрезанные друг от друга силы римлян оказались истощены и понесли серьезные потери и все же лагерные укрепления устояли.
Очевидно не последнюю роль в сражении сыграл состав легионов, большая часть, из которых состояла из ветеранов, привыкших переносить тяготы войны. С наступлением темноты мавританцы и нумидийцы, утомленные столь активными, но безуспешными попытками прорыва римских лагерей, решили восстановить силы перед финальным штурмом и отступили в свой лагерь.
Когда посреди ночи раздались звуки боя союзное войско африканских племен никак не могло прийти в себя от осознание того, что их атаковали римляне. Уверенные в своем превосходстве, африканские племена практически не выставили лагерного охранения, что стало для них главной ошибкой. Они не знали, что всего за несколько часов до передышки Марий соединился с конницей Суллы и теперь вместе они направились на лагерь мавританцев и нумидийцев, справедливо полагая, что те сейчас менее всего ожидают нападения. В отличие от римлян африканцы, хоть и показавшие себя как смелые воины, не могли похвастаться столь же высоким уровнем дисциплины. Как только в лагерь ворвалась легионная конница и тяжелая пехота африканские племена обратились в беспорядочное бегство.
Поражение Бокха и Югурты в этом столкновении оказалось фатальным. Хотя цари смогли бежать с поля боя, сохранив часть боеспособных сил, Мавритания потеряла свои основные силы, а нумидийцы уже и так потерявшие большую часть своей страны, окончательно пали духом. Бокх, стремясь избежать разорения своей страны, пошел на сделку с Марием, за обещанную треть нумидийской земли Бокх выдал римлянам царя Югурту, и война в северной Африке завершилась неожиданным для римской аристократия безоговорочным триумфом Гая Мария.