Смешарики хотят станцевать кордебалет, но для этого нужно репетировать, а для организации репетиций нужен ответственный. Выбирают Ежика, как самого безотказного. У робкого Ежика не получается взять Смешариков в ежовые рукавицы и за дело с азартом берётся Крош. Он ловко создаёт атмосферу страха перед мистической тетрадкой Ежика, в которую тот, якобы, записывает нарушителей режима репетиций. Что происходит с теми, кто записан в тетрадку, неизвестно, но тем не менее, такой расклад пугает Смешариков не на шутку. В итоге открывшаяся перед Ежиком перспектива безграничной власти превращает последнего из безобидного существа во властного тирана.
То, как Ежика порабощает власть и то, как он, получив силу, резко преображается из милого героя в отвратительного тирана - довольно привычное явление как для обычной жизни, так и для литературы и кино. Например, фильм «Маска», когда власть магической маски преображала человека с добрым сердцем в комичного и ловкого супермена, а человека с чёрной душой - в жуткого и опасного монстра. Или «Дум», где герой Карла Урбана, имея доброе сердце, подцепив инопланетную заразу мутировал в супермена, в то время как остальные, «обычные» люди - в кровожадных монстров. Из классики можно также вспомнить «Короля Лира».
Но граздо интереснее рассмотреть другой феномен: те самые записи в тетрадку, вызывающие непонятный ужас Смешариков. Мне представляется, что здесь работает первобытный страх перед ритуалом.
Сам по себе #ритуал похож на стандартизированную процедуру обращения с особо опасными средами, и здесь можно привести пример бокса для опытов, как физическую аналогию ритуалу:
Человек, применяя ритуал, обычно с помощью него соприкасается с токсичными абстрактными средами: загробным миром, магией, религией. И напрямую он их касаться не может по причине недостижимости этих сфер для привычных методов познания и восприятия. Ритуал максимально стандартизирован и не допускает отклонений именно потому, что представляет из себя единственную разведанную узенькую тропинку в темном дремучем непроходимом мистическом лесу, по которой надо идти наощупь, в полнейшем мраке, и малейшее отклонение тут недопустимо. Соответственно, лицо, проводящее ритуал, традиционно в глазах общества обладает аурой могущественного сверхсущества, входящего в контакт со сферами, недоступными простым смертным.
Еще мои разборы "Смешариков":