Система индивидуальных гражданских договоров, помимо прочего, позволяет косвенным образом влиять на структуру социальных страт и воздействовать на происходящие в обществе процессы с той или иной конструктивной целью. К примеру, важнейшей из подобных задач является защита инвестиций в интеллектуальный капитал и защита общественной интеллектуальной собственности.
Не такой редкой является ситуация, что государство затрачивают определенные средства на обучение и подготовку кадров из собственного населения, а уже готовые специалисты переезжают в совершенно иное (иногда даже враждебное) сообщество и реализуют свои знания и таланты там. Вместе с кадрами уходят и секреты, и уникальные технологии.
Ситуация усугубляется тем, что для получения действительно высококлассных кадров нужно вести обучения и подготовку гораздо большего количества людей, которые впоследствии отсеиваются (либо полностью, либо занимают ниши с более низкой квалификацией).
То есть для получения одного гениального инженера (художника, архитектора и т.д.) нужно дать сначала дать определенные технические (художественные) знания миллионов школьников, потом отобрать из них сотни тысяч одаренных соответствующим образом студентов, из сотен тысяч выпускников вузов получатся в лучшем случае сотни людей, способных к научно-изыскательской (художественно-творческой) деятельности. А уже из этих сотен, если повезет, может появиться один гений. А может и не появиться. Это очень сложный и затратный путь.
Но можно поступить иначе. Проще переманить уже готовые высококлассные кадры, затратив куда меньше на обеспечение их относительного материального благополучия. Проблема лишь в том, что видя невероятные преимущества второго пути, все меньше находится тех, кто готов оказаться не просто ни с чем, но еще и с собственноручно взращенными конкурентами. И как всякая незащищенность инвестиций, эта ситуация в длительной перспективе ведет к истощению и упадку.
Если в гражданском договоре фиксируется зависимость доступа к тем или иным образовательным возможностям и свободы перемещения и профессиональной самореализации, то в этом случае в гораздо большей степени будут защищены общественные инвестиции, а значит доходы и безопасность каждого члена общества. И это может касаться как государства в целом, так и отдельных фрактальных единиц.
При этом, безусловно, следует избегать прямых запретов и силовых санкций (если речь не идет о ситуации военного или иного подобного противостояния). Но в то же время просто необходимо предусмотреть эффективный компенсационный механизм. Это может быть единоразовая или длительная компенсация, выплачивая как самим лицом, так и принявшей его стороной. Естественно, что размер компенсаций должен соответствовать ситуации, чтобы не превратиться в подлинное крепостное право, тормозящее всякое развитие.