Вторая мировая война – ужасное время, начало которой положили фанатики и диктаторы из числа стран Оси, сегодня хотелось бы обсудить что делало правительство Третьего Рейха до войны, чтобы действовать так решительно и агрессивно.
Вы узнаете на какие хитрости шли немецкие дипломаты для достижения своих целей, почему японцы не доверяли Адольфу Гитлеру и на какие уступки шёл последний дабы получить Токио в качестве союзника.
Строительство сильной Германии началось с прихода Адольфа Гитлера к власти в 1933 году. Успешно решив внутренние экономический и политический кризисы, страна постепенно наращивала свою мощь.
С ростом государства росли и амбиции её вождя, страны западной Европы, не хотевшие участвовать в переделке мира и военных конфликтах, шли Гитлеру на уступки, но, когда к власти приходит диктатор – война неизбежна. Военные силы Третьего Рейха компанией 1939-1940 годов добились головокружительных успехов, поочерёдно капитулировав: Польшу, Данию, Норвегию, Бельгию, Нидерланды и Люксембург. В 1940-м под напором танковых войск, в ходе блицкрига акт о капитуляции подписал и Париж, тогда немецкие войска вплотную подобрались к Британским островам и начали демонстративную подготовку к операции «Морской Лев», начав с налётов авиации на английские города. Все эти действия сопровождались активной пропагандой о мощи нацистской экономики, несокрушимости сухопутных сил, профессионализме военно-морского флота и авиации. Гитлер, вдохновлённый такими лёгкими победами, требовал скорейшей разработки плана войны против СССР.
31 июля 1940-го года, Франц Гальдер, находясь в Альпийской резиденции Адольфа Гитлера в Бергхофе, в своём дневнике, под заглавием «Подслушанные разговоры», писал, что Россия недовольна усилением Германии и чем скорее она падёт, тем лучше.
Можно справедливо вспомнить, что до начала Польской компании между СССР и Рейхом был подписан договор о ненападении, но в игре за переделку мира – правила устанавливает сильнейший. Именно таким считал себя Гитлер и формальности его уже мало сдерживали. Глупо будет считать и то, что вермахт считал Советский Союз лёгким соперником, при планировании наступление теоретикам блицкрига приходилось считаться с огромными территориями нашей страны, а это требовало дополнительных ресурсов не только для поддержания наступательного движения, но и для удержания уже оккупированных земель, что негативно скажется на прочности Тысячелетнего Рейха.
Нацистское руководство быстро пришло к выводу о необходимости создания союза вокруг Германии, упор делался на малые европейские страны, находившиеся в непосредственной близости от Советского Союза. Немецкая дипломатическая стратегия по включению этих стран в свою сферу влияния подразумевала не только прямое политическое и экономическое давление, но и усиление территориальных споров между ними. Гитлер понимал, что для получения титула властителя мира, необходима создать хотя бы временный союз внутри стран фашистского блока, а для этого нужно уладить все существующие разногласия.
На кон он поставил своё детище – империю, выстроенную за 7 лет по прогнозам нацистов должна простоять ещё тысячу.
За такой короткий срок страна превратилась в чётко отлаженный механизм по построению великого будущего для арийской расы, но строить его легче, когда в этом строительстве ты не одинок.
Решение налаживания союзнических контактов с Японской Империей, был для нацистов – очевидным: открытие второго фронта на Дальнем Востоке, оттянуло бы часть советских войск с русско-немецкой границы, что позволило бы вести более решительное наступление. Но был один недостаток – в случае согласие, Гитлер отдавал богатые Сибирские и Дальне Восточные территории своему азиатскому союзнику. Взвесив все за и против, лидер Третьего Рейха решил, что их государства смогут договориться о совместном использовании данных территорий на благо фашистского блока. С этого момента механизм империи Третьего Рейха стал менее слаженным и менее отточенным.
На момент 1940 года отношения между Токио и Берлином были, мягко говоря, натянутыми, всё из-за пакта Молотова-Риббентропа, тогда Япония в одностороннем порядке прекратила переговоры о союзе – такой поступок был для них сродни удару в спину, но видя военные успехи вермахта, японцам пришлось забыть прошлые обиды, на какой-то момент.
Японо-Германские переговоры были возобновлены в июне 1940-го, начались они с утверждения предварительных сфер влияния, так: Европа и Африка отходили Германии и Италии, а территории Индокитая, Индонезии и острова Тихого Океана – Японии. Так же предусматривалось тесное военно-политическое сотрудничество, называлось оно: «План по усилению гармонии между Германией, Японией и Италией».
Что бы ещё сильнее расположить Японию к себе Гитлер формально признал, что именно народ Империи восходящего солнца является господствующей азиатской нацией. Это добавило множество проблем в последующие переговоры – японцы стали считать себя равноправными партнёрами Германии и требовали к себе соответствующего отношения.
Новый виток наращивания дипломатических связей Берлин-Токио начался на следующий месяц, в это время в Японии произошла смена правительства и кабинет министров возглавил князь Фумимаро Коноэ.
Коноэ был политиком со стажем дважды занимавший пост премьер-министра Японской Империи, именно он был инициатором и исполнителем акта о новом порядке в Восточной Азии, 3 ноября 1939 года он же его и обнародовал, заявив, что весь мир должен признать Китай – частью японских территорий, а также потребовал не вмешиваться в японо-китайские отношения. Воплотить данные порядки Империя восходящего солнца всё же не смогла и Фумимаро подал в отставку, но в 1940-м когда «Ассоциация» всё же смогла прийти к власти и стать единственной партией в стране ускорив формирование тоталитарного строя – князь был реабилитирован.
При премьер-министре Коноэ дело пошло быстрее, в августе переговоры шли уже по линии министерств иностранных дел, немецкий посол Отто Ойген множество раз встречался с главой МИДа Японии Есуке Мацуоко, в Берлине была аналогичная ситуация, только на встречи приходил уже японский посол Сабуро Курусу. Японская сторона активно заявляла, что решительно готова к ведению крупномасштабных боевых действий, но серьёзных обязательств старалась на себя не брать, дело в том, что Фумимаро всё ещё помнил, как легко Гитлер отказался от уже данных им слов в пользу своей выгоды, для честолюбивых японцев – это было непростительно, поэтому и к союзу они относились с опаской.
В сентябре 1940-го из Берлина в Токио был направлен специальный дипломат Генрих Штанмер, в переговорах с Есуке он обещал активную военную и экономическую поддержку, если Япония вступит в войну против СССР, а в случае победы – обширные советские территории, взамен акта агрессии против США, дабы сковать их силы в Тихоокеанском секторе и не дать возможности принять участие в Европейском театре боевых действий. Япония, помнящая прошлое предательство, настаивала на конкретных действия, а не на общих обещаниях, так в результате переговоров Германия ещё до вступления Японии в войну отказывалась от претензий на бывшие германские колонии в Азии. Гитлер считал, что сполна окупит эти потери территориями Советского Союза.
К 25 сентября 1940 года был составлен текст соглашения, который полностью удовлетворял Токио, он гласил, что в случае войны с США, СССР или Великобританией – Третий Рейх окажет всестороннюю поддержку, при этом Япония оставляла за собой свободу выбора в сроках начала данного конфликта. Так Гитлер смог привлечь ещё одну страну в свой блок, но несмотря на это Токио не подчинился желаниям Берлина и оставался самостоятельным игроком на мировой арене.
Понравилась статья?
Надеюсь, что "Да"
Что бы не пропустить новые статьи подпишись на канал!
Так же можете поддержать автора лайком, Вам не сложно, а ему приятно и даст ещё больше сил на создание контента!