"Первый счастливый плод европейского воспитания в России", - так называл знаменитый русский историк Николай Карамзин Фёдора Годунова. Князь Иван Михайлович Катырев-Ростовский, стольник и личный телохранитель Бориса Годунова, о Фёдоре писал так: "Царевич Федор, сын царя Бориса, отроча зело чудно. Благолепием цветущи, яко цвет дивный на селе от Бога преукрашен, и яко крин на поле цветущ; очи имея велики и черны; лице же бело, млечного белостию блистаяся, возрастом среду имея, телом изобилен. Научен же без отца своего книжному сочетанию, в ответах дивен и сладкоречив велми; пустотное и гнилое слово никогда из его уст не исхождало; о вере же и о поучении книжном со усердием прилежаше".
Признайтесь: знали ли вы, что в Русском царстве вообще был такой царь? Между тем, был он прекрасно по своему времени образован, благоразумен, наделён государственным умом и способен к действию, при этом лишён подозрительности, жестокости и самодурства - сколько мог сделать этот 16-летний юноша, ставший царём после странной смерти своего отца Бориса Годунова 13 апреля 1605 года? Петровские реформы за сто лет до Петра - почему бы нет?
Будучи ещё царевичем, Фёдор составил первую русскую карту России, чем вписал себя в историю картографии. До нас эта карта не дошла, но на иллюстрации выше - список с неё, сделанный голландским картографом Гесселем Герритсом.
Но мог ли выжить учёный подросток на троне в то смутное время, в которое ему пришлось царствовать? Слабое в то время во всех смыслах русское войско еле сдерживало рвавшихся к Москве поляков, запорожцев и донских казаков под общим командованием Лжедмитрия I. И эта армия постоянно пополнялась за счёт южнорусского населения, которое ненавидело "худородного" Годунова. И в разгар этого противостояния, во время осады царскими войсками крепости Кромы, царь Борис неожиданно и странно умер.
Фёдор, казалось бы, в своё полуторамесячное всего правление всё делал правильно. Сразу объявил народу раздачу подарков на помин души царя Бориса, провёл перестановки в армейском командовании, созвал новое правительство. Успел учредить Каменный приказ, который должен был руководить каменным строительством в стране, в том числе навести порядок в денежных делах в этой сфере. Но...
Войско, стоявшее под кромской крепостью, распропагандированное Петром Басмановым (обиженным, что Фёдор поставил его в подчинение князю Телятевскому, хотя отец Телятевского был в подчинении у отца Басманова), перешло на сторону Лжедмитрия. Оставшиеся верными полки были разбиты в сражении при Кромах. Путь самозванцу на Москву был открыт.
В плохом российском фильме "1612" Фёдора убивают поляки. Но нет, московские изменники справились сами. На подворье, где содержались арестованные уже Годуновы, 1 июня 1605 года заявились боярин Василий Голицын, князь Василий Рубец Мосальский, дьяки Михаил Молчанов и Андрей Шерефединов в сопровождении челяди. Фёдор принял смерть вместе с матерью, отчаянно отбиваясь от четверых убийц, которые с трудом с ним справились. Сестру царя Ксению Годунову Лжедмитрий забрал в наложницы, а потом она была заточена в монастырь, где и умерла в 40-летнем возрасте, уже при Романовых. Династия Годуновых пресеклась, пробыв на московском престоле суммарно семь лет и три месяца.
Из негодяев, убивавших Фёдора II, Смуту пережил только Голицын. Но и он ненадолго: в 1619 году умер в польском плену.
"Чего нельзя было ожидать Государству от такого Венценосца? - вопрошает Николай Карамзин. - (Феодор) цвёл добродетелию и надеждою: столько имел и столько обещал прекрасного для счастия России, если бы оно угодно было Провидению!"
Но Фёдор Годунов - не первое российское юное дарование с трагической судьбой. Все знают сказочных персонажей Ивана Царевича и Василису Премудрую, но практически никто не знает, что это не просто сказка. Народ передавал из уст в уста предание о реальных людях - и в этом предании была надежда на то, что герой вернётся. Приоткроем эту тайну в следующий раз.
Другие публикации:
"Поруха". С чем Иван Грозный оставил Русское царство