Найти в Дзене
ВЕЧЕРНИЙ ПРОМЕНАД

Какой смысл заложен в фильме Шукшина «Печки – лавочки»

Шукшин – это настоящее явление в русском искусстве ХХ века. Писатель, советский кинорежиссёр, актёр, сценарист и заслуженный деятель искусств РСФСР. Василий Макарович обозначил свое собственное видение на жизнь, крестьянский быт и простых Советских тружеников. Шукшин не мог принять утверждающихся повсюду ценностей рынка и потребительства, искажающих и уничтожающих естественное благородство и неподдельность жизни. Критики часто упрекали его в "бытописательстве". Это значит, что, по их мнению, Шукшин слишком много внимания уделял крестьянской повседневности. Казалось бы, для таких обвинений есть все основания. Писатель детально изображает неказистый быт своих героев, но этот прием художественно оправдан. Деревенские люди не привыкли обдумывать свою участь в философских терминах. Они просто живут, работают, едят и спят, занимаются ежедневными привычными делами. И только болеющая душа время от времени дает о себе знать. Герои Шукшина часто сами не понимают причины страданий, а потому реа

Шукшин – это настоящее явление в русском искусстве ХХ века.

Писатель, советский кинорежиссёр, актёр, сценарист и заслуженный деятель искусств РСФСР. Василий Макарович обозначил свое собственное видение на жизнь, крестьянский быт и простых Советских тружеников.

Шукшин не мог принять утверждающихся повсюду ценностей рынка и потребительства, искажающих и уничтожающих естественное благородство и неподдельность жизни.

  • "В городе заправляет рубль, сокрушался главный герой фильма («Печки – лавочки»), теперь он начинает заправлять и в деревне".

Критики часто упрекали его в "бытописательстве". Это значит, что, по их мнению, Шукшин слишком много внимания уделял крестьянской повседневности. Казалось бы, для таких обвинений есть все основания. Писатель детально изображает неказистый быт своих героев, но этот прием художественно оправдан. Деревенские люди не привыкли обдумывать свою участь в философских терминах. Они просто живут, работают, едят и спят, занимаются ежедневными привычными делами. И только болеющая душа время от времени дает о себе знать. Герои Шукшина часто сами не понимают причины страданий, а потому реагируют на них резко и бурно.

  • «Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа, какую принесли туда наши предки, живет там с людьми и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу».
кадр из фильма
кадр из фильма

Сюжет фильма

Через страну едет полноправный гражданин ее, говоря сильнее — кормилец, работник, труженик. Но с каких-то странных пор повелось, у нас, что деревенского, сельского надо беспрестанно учить, одергивать, слегка подсмеиваться над ним. Учат и налаживают этакую снисходительность кому не лень: проводники вагонов, дежурные в гостиницах, кассиры, продавцы. Но разговор об этом надо, очевидно, вести «от обратного»: вдруг обнаружить, что истинный интеллигент высокой организации и герой наш, Иван Расторгуев, скорее и проще найдут взаимный интерес к друг другу и тем отчетливее выявится постыдная, неправомочная, лакейская, по существу, роль всех этих хамоватых «учителей», от которых трудно Ивану. И всем нам.

Если попытаться найти в данном сюжете жанр, то это комедия... Но, если проникнуться в суть произведения и проанализировать его, то фильм уже предстает перед зрителем уже в более глубоком смысле.

Под комедией же здесь можно разуметь то, что является явным несоответствием между истинным значением и наносной сложностью и важностью, какую люди пустые с удовольствием усваивают. Все, что научилось жить не по праву своего ума, достоинств, не подлежащих сомнению, — все подлежит высмеиванию.

Вот как автор излагает содержание сценария «Печек-лавочек»:

  • «Это опять тема деревни, с «вызовом», так сказать, в город. Иван Расторгуев, алтайский тракторист, собрался поехать отдохнуть к Черному морю. История этой поездки и есть сюжет фильма. Историю эту надо приспособить к разговору об:
  • Истинной ценности человеческой.
  • О внутренней интеллигентности, о благородстве.
  • О достоинстве гражданском и человеческом».
кадр из фильма
кадр из фильма

Иван с женой благополучно прибыли к Черному морю. Естественно, это было ново для них - впервые в жизни. Но путь их в дороге, встречи, люди, столкновения и жизненные уроки, которые они из этой поездки для себя запомнят, заставляют зрителя задуматься. О том по крайней мере, что если кто и имеет право удобно чувствовать себя в своей стране, то это работник ее, будь то Иван Расторгуев или профессор-языковед, с которым он встречается. Право же, это их страна. И если такой вот Иван не имеет возможности устроиться в столичной гостинице, и, положим, с какой лихостью, легкостью и с каким-то шиком устраиваются там всякого рода деятели в кавычках, то недоумение Ивана должно стать и нашим недоумением. Мало сказать — недоумением, не позор ли это наш?

Шукшин выдержал намеченный жанр: сценарий, затем окрещенный киноповестью, полон комических ситуаций, потешных недоразумений, смеховая стихия захлестывает все его пространство. Традиционный мотив путешествия «деревенского жителя», то и дело попадающего впросак, изначально давал возможность свободно чередовать комедийные положения.

  • «Путешествие алтайского тракториста будет веселым — вот первоначальное условие Шукшина, Фильм «Печки-лавочки», по сути, отразил размышления Шукшина о судьбе русской деревни и жизни в целом».

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующих интересных публикаций.

#шукшин #печки-лавочки #ссср #советское кино #комедия #лирика #деревенский быт #русская деревня #жизнь #вечерний променад