1. История вопроса.
Под «эмоциональным выгоранием» понимают специфический синдром, который развивается у человека в процессе его профессиональной деятельности и выражается в состоянии эмоционального и физического истощения, отчуждении от людей, с которыми человек взаимодействует, а также в отсутствии профессиональных планов и крушении надежд. Феномен выгорания (англ. burnout) является популярным предметом изучения за рубежом начиная с 70х гг. XX в. Последнее десятилетие ознаменовалось повышением интереса к выгоранию со стороны отечественной науки.
Сегодня мы поговорим об
1. Истории вопроса
2. Дадим определение синдрома эмоционального выгорания
3. Причинах синдрома эмоционального выгорания
4. Симптомах синдрома
5. Профилактике синдрома эмоционального выгорания
6. Практические рекомендации
Понятие «burnout» (выгорание) было введено в науку американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974 г. для описания особого расстройства личности у здоровых людей, возникающего вследствие интенсивного и эмоционально нагруженного общения в процессе профессиональной работы с клиентами, пациентами, учениками, которое выражается как деморализация, разочарование и крайняя усталость, которую он наблюдал у работников психиатрических учреждений.
Оказалось, что данный термин крайне удобен в прагматическом смысле, подходит для описания определенных состояний, наблюдаемых у врачей и многих других специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек». Акцент в понимании симптомов этого состояния был перенесен на патологию профессиональной деятельности. Сегодня накопление наблюдений и идей в отношении синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) вызвало необходимость представителям профессий, связанных с работой в сфере «человек-человек», рассмотреть скрытые механизмы своей профессиональной деятельности, способные привести к тому, что они перестают справляться со своими обязанностями, теряют творческий настрой относительно предмета и продукта своего труда, деформируют свои профессиональные отношения, роли и коммуникации. Фактически, он создал средство разрушения табу, которого врачи и другие специалисты обычно придерживались, обсуждая друг с другом свою внутреннюю жизнь, личную борьбу и уязвимость. Акцент в понимании этих симптомов был перенесен на патологию профессиональной деятельности.
Среди теоретиков существует уверенность в том, что сама проблема еще недостаточно распознана и изучена, из чего следует, что на сегодняшний день профилактические мероприятия не могут быть пока разработаны наиболее оптимально. Следует признать, что до сих пор не найдено и действенных методов, позволяющих эффективно бороться с этим синдромом.
Это выглядит достаточно удручающе на фоне того, что все большее количество людей оказывается подверженным эмоциональному выгоранию, а синдром эмоционального выгорания оказывается весьма обычным явлением. Так, например, в Финляндии, 20 - 50 % всех финских врачей до некоторой степени этому подвержены. Согласно самым последним результатам, приблизительно половина рабочего населения. имеет некоторые признаки СЭВ, и 7% страдают от сильного его проявления.
По данным исследования, которое проводилось на базе Алтайской краевой клинической психиатрической больницы психотерапевтического отделения г. Барнаула в 2000 и 2001 году, только 20-25% профессионалов, работающих в сфере психологической помощи, не испытывают синдрома эмоционального выгорания.
Таким образом, сегодня профессионал в сфере «человек - человек» испытывает синдром выгорания в катастрофических размерах. Это серьезная проблема, за которую дорого платят как люди, так и организации. СЭВ – одна из главных проблем человечества на сегодня.
2. Определение синдрома эмоционального выгорания.
- Синдром выгорания - «поражение, истощение или износ, происходящий в человеке вследствие резко завышенных требований к собственным ресурсам и силам». (Г.Фрейденберг)
- Синдром выгорания - «длительный ответ на реакцию работника на хронические межличностные стрессоры на работе». (К. Маслач)
- Эмоциональное сгорание – некоторое отрицательное явление, которое возникает у людей профессий типа «человек-человек» в условиях межличностного общения. (Б.Г.Ананьев)
В отечественной науке изучением феномена занимались Б.Г. Ананьев, В.В. Бойко, Т.В. Большакова, М.В. Агапова, А.А. Рукавишникова, В.Е. Орёл, О.В. Крапивина, Г.А. Зарипова, Н.С.Пашук и другие. Необходимо отметить и вклад педагогов (А.А. Реан, О.А. Баронина, Л.М. Митина, Т.И. Ронгинская), медицинских работников (Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц, Н.В. Козина), социальных работников (Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова).
Профессия психолога-консультанта или психотерапевта интересна и дает немало полезного самому консультанту. Нередко она доставляет чувство удовлетворенности собой, особенно когда тебя ценят клиенты, когда ты уверен, что смог помочь. Однако, несмотря на полезность профессии, зачастую она стоит занимающимся ею людям довольно дорого.
Синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации. Выгорание развивается у тех, кто по роду своей деятельности должен много общаться с другими людьми, причём, когда от качества коммуникации зависит результат деятельности. Установлено, что особенно часто синдром выгорания развивается у специалистов «помогающих» профессий, к которым относятся психологи-консультанты.
3. Причины синдрома эмоционального выгорания
Внешние причины выгорания.
1. Консультация психолога связана с постоянством психоэмоционального напряжения. Специалист вынужден активно вовлекаться в суть и решение проблем каждого клиента. Запросы клиентов бывают разными, но профессионал обязан «включаться» в каждый. Это требует внимательности, чуткости, усидчивости, умения замечать детали, логически выстраивать суждения, следить за ходом консультации и контролировать себя, запоминать большие объемы информации, реагировать на любые эмоциональные или поведенческие изменения состояния клиента, быть терпимым и толерантным, быстро принимать решения и менять их в зависимости от ситуации.
2. Плохая организация рабочего процесса. Выгорание может быть следствием наличия внешних организационных факторов – плохая шумоизоляция кабинета, недостатки оборудования или инвентаря, неумение структурировать и планировать рабочий процесс.
Так, хронические затягивания консультаций, следовательно, отсутствие перерывов между клиентами, могут очень быстро истощить даже очень стрессоустойчивого психолога. Много клиентов или мало клиентов.
3. Сложные клиенты. В эту категорию можно включить тех, кто проявляет поведенческие девиации – хамство, агрессию, раздражение. Психологу трудно работать с такими людьми и может включиться механизм избегания подобных клиентов.
Внутренние причины выгорания.
1. Чрезмерная ответственность и перфекционизм. Безусловно, работа психотерапевта требует ответственного подхода, системности и усилий. Но все хорошо в меру. Если специалист воспринимает задачу и проблему клиента как собственную, требующую во что бы то ни стало решения (даже когда от психолога мало что зависит), выгорания не избежать. При подходе: «Я должен сделать это любой ценой, ибо я профессионал!» внутренние ресурсы быстро истощаются, так как все силы специалист направляет на обслуживание клиента.
2. Бессмысленность эмоциональной включенности. Психолог искренне не понимает зачем эмоционально включаться в проблемы других людей. Он может быть профессионалом, очень талантливым и обаятельным специалистом, имеющим в планере записи на полгода вперед. Но такой подход безучастности и отстраненности приводит только к выгоранию, ибо адекватная включенность в состояние клиента – это необходимый инструмент психологической помощи.
3. Психологическая деформация. С психологическими проблемами сталкивается каждый человек. Но есть некий спектр, наличие которого требует серьезной коррекции еще до поступления на психологический факультет. Это вопросы эмоционально-поведенческого и нравственного характера. Так, человек, стремящийся к превосходству, подавлению других, обвинениям, имеющий низкий уровень контроля эмоций и поведения – очень быстро выгорит.
4. Симптомы эмоционального выгорания.
- Физические проявления СЭВ включают хроническую усталость, мышечную слабость, вялость, частые головные боли, нарушения сна, аппетита, подверженность инфекциям (снижение иммунитета), перепады кровяного давления, головокружение, приступы потливости или озноба, потемнение в глазах, ноющие боли в суставах, особенно в области спины. Человек с большим трудом просыпается по утрам, с неохотой идет на работу, долго «включается» в трудовой процесс, увеличивает продолжительность и частоту перерывов. Он не успевает выполнить задачи своевременно, в итоге растягивает рабочий день до позднего вечера, переносит выполнение заданий домой. Такой режим только усиливает СЭВ, лишая нормального отдыха.
- Психологические проявления. Базовая триада проявлений – чувство безразличия и психического истощения, дегуманизация, негативное восприятие себя как специалиста. На эмоционально-волевом уровне формируется равнодушие к рабочим процессам, неуверенность в собственной компетентности (силах, навыках, знаниях), разрушение личных идеалов, утрата профессиональной мотивации, раздражительность, недовольство, плохое настроение.
5. Профилактика эмоционального выгорания
- Информирование – о том, как общедоступными методами оказать самопомощь для сохранения работоспособности и здоровья (пакет «Помоги себе сам», используемый в тренингах, групповой и индивидуальной супервизиях; тренинг). В результате достигается переоценка суждений и убеждений относительно себя, других людей и мира с целью их реалистичности и рациональности.
- Эмоциональная поддержка – осуществляется через общение в профессиональном клубе в рамках круглых столов, психологических практикумов для организации досуга и здорового образа жизни, улучшения психологического климата в коллективе как мощного ресурса профилактики профессионального выгорания, снижающего тревогу, напряжения и даже агрессивные проявления.
- Повышение значимости профессии – здесь актуальны мероприятия по организационно-управленческому обеспечению деятельности: структурирование работы, оптимизация рабочего места, индивидуальные консультации сотрудников, система объективной оценки результатов, поощрения, награждения и стимулирования. Административный ресурс предусматривает возможности профессионального роста и построения карьеры, поддерживающие внешние и внутренние мотиваторы труда.
- Для диагностики, коррекции и профилактики СЭВ является выявление ведущих мотивов личности в профессиональной и морально-этической сферах, определение причин, препятствующих их удовлетворению. С этой целью диагностируются следующие основные проблемные факторы: адекватность профессиональной самоориентации сотрудника; динамика процесса профессионального становления и планирование карьеры; уровень зрелости, профессиональной компетентности и референтности членов коллектива; удовлетворённость условиями труда и отдыха; успешность стиля руководства и состояние психологического климата в коллективе.
6. Практические рекомендации по профилактика выхода из состояния эмоционального выгорания
1. Распределение нагрузки с учетом опыта и компетенций специалиста.
Учитывать собственный опыт работы и компетенции. Более опытные специалисты имеют выше толерантность к нагрузке в работе с клиентами. Менее опытные специалисты чаще оказываются под влиянием внутренних конфликтов, тревог по поводу собственных компетенций, а также отсутствие опыта в решении отдельных запросов, поэтому более эмоционально включены в работу с клиентом, а степень выраженности усталости, при равнозначной нагрузке по сравнению с опытными специалистами, гораздо выше. Начинающим специалистам нужно учитывать этот факт и формировать график нагрузки более щадящий. Далее, исследуя свое эмоциональное и физическое состояние, постепенно увеличивать нагрузку.
2. Распределение нагрузки с учетом личного пространства специалиста.
График нагрузки работы с клиентами должен учитывать другие области жизни специалиста – учеба, семья, дети, спорт или хобби. Зачастую бывает так, что начинающий специалист берет клиентов на то время, когда удобно клиенту и часто бывает, что в ущерб собственной частной жизни. Учитывать свои границы психологу нужно с самого начала практики – этому, в частности, психолог учит и своих клиентов. Кроме того, если профессиональная практика постоянно ограничивает личные планы, то это может привести к выгоранию.
3. Выбор целевой аудитории
Производить тщательный выбор целевой аудитории рекомендуется как начинающему, так и успешно практикующему специалисту для профилактики выгорания, с целью снизить истощаемость при работе с определённой категорией клиентов, которая резонирует по известными или неизвестным внутренним причинам психолога. Например, специалист не работает с подростками, потому что в семье психолога воспитываются подростки или, наоборот, работает с подростками потому что сам воспитывает подростков. Возможно, что специалист предпочитает не работать с парами или с возрастными клиентами, а, возможно, с какими-то определенными запросами. Безусловно, отказ от работы с определенной группой клиентов это повод для проработки в личной терапии, но ситуации жизненные бывают разные и учитывать текущие внутренние конфликты чтобы избежать травмирования в процессе профессиональной деятельности это профилактика выгорания.
4. Сложные клиенты.
Важно понимать, какая категория клиентов относится к категории сложной для самого специалиста. До проработки причины переживания категории клиентов как сложных, рекомендуется отказываться от них и/или передавать более компетентным коллегам
5. Профессиональный интерес.
Если специалист имеет научный или другой профессиональный интерес в какой-то специальной области психологии, то фокусирование на клиентах с совпадающей проблематикой могут мотивировать специалиста и снижать вероятность выгорания
6. Выбор специализации по типу психотерапии (разовые консультации, длительная или краткосрочная психотерапия) или распределение их соотношений:
Длительная психотерапия предполагает, что специалист способен длительно поддерживать установленный сеттинг - это своего рода обязательства перед клиентами. Большое количество обязательств, действующих одновременно, могут создавать ощущение преследования. С другой стороны, это и финансовая безопасность самого специалиста, когда есть постоянные клиенты, которые находятся в длительной психотерапии и «гарантируют» ожидаемый доход.
Разовые консультации обеспечивают больше свободы для психолога, но требуют постоянных усилий для поиска клиентов. При это специалисты отмечают, что включенность и эмоциональные затраты в работе на разовой консультации гораздо выше, когда за короткий срок психолог должен создать климат для работы с клиентом, провести экспресс диагностику, выделить ядро конфликта, провести просветительско-рекомендательную работу.
Краткосрочная психотерапия предполагает сфокусированную работу над решением определённой проблемы - позволяет наблюдать прогресс клиента в решении конкретного запроса, что позитивно подкрепляет самооценку специалиста, с другой стороны глубокой работы с клиентом не происходит и принципиально качество жизни клиента не меняется, что не может переживаться как хорошо выполненная работа; конец терапии, при краткосрочном курсе условно определен и организует обе стороны психотерапевтического процесса, что дает ощущение свободы и безопасности.
Специалист должен решить для себя какая степень свободы ему необходима при определенной гарантии финансовой безопасности, а также эмоциональных, физических и финансовых затрат по поиску клиентов.
5. Развитие компетенций
Обучение необходимо специалистам для того, чтобы лучше разбираться в теме специализации. Недостаточные знания, как и отсутствие опыта, снижают эффективность работы с клиентами и/или с тяжелыми случаями и могут приводить к снижению самооценки специалиста и, как следствие, к выгоранию. Обучение психоаналитически ориентированного специалиста это супервизии, интервизии, дидактическая собственная психотерапия, семинары и т.п.
6. Личная психотерапия
Работа с внутренними конфликтами, которые могут быть предиспозитором к эмоциональному выгоранию (нарциссизм, мазохизм, депрессивность). Работа с паттернами, которые провоцируют эмоциональное выгорание.
7. Поддержания физического здоровья
Полноценный сон, сбалансированное питание, тонус тела, профилактика соматических заболеваний, перерывы в работе (отпуска) и творческие перерывы, желательно заранее запланированные.
Как по Вашему какой типаж специалиста более других подвержен эмоциональному выгоранию?
7. Список литературы
Коджаспиров А.Ю. Профессиональное выгорание психологов-консультантов телефона доверия. Специфика, профилактика, возможности коррекции // Теоретические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи МГППУ.
Умняшкина С.В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий). Дис. канд. психол. наук. Томск, 2001.
Автор: Алексеева Эльвира