Те из нас, у кого нет детей, читали эту сказку в совсем уж нежном возрасте. А советский мультфильм, снятый по ней, смотрели примерно в то же самое время. Поэтому давайте-ка кратко напомним сюжет. Царь Дадон уже не так энергичен, как в молодости, и не имеет сил как и прежде участвовать в военных походах. Ему приходит на помощь некий мудрец, который дарит монарху золотого петушка, способного предсказывать направления атаки врагов.
Когда дивная птица кричит, что нападения следует ждать с востока, царь направляет туда сильную рать, а затем и вторую. Но вестей от них нет, после чего третье войско ведет уже он сам. Там Дадон видит тела своих павших воинов и сыновей, но совсем не расстраивается, потому что его приглашает на пир прекрасная, как заря востока, Шамаханская царица.
У Пушкина о ней сказано в двух словах. Но вероятнее всего, образ этой прекрасной дамы Александр Сергеевич заимствовал у своего современника Павла Катенина. Его поэма «Княжна Милуша» рассказывает о междоусобной борьбе, которая развернулась в одном восточном государстве. Причем, победительницей в ней неожиданно становится женщина…
Анна Ахматова считала, что в качестве прототипа Шамаханской царицы была использована реальная история Ивана Грозного и его второй супруги – черкесской княжны Марии Темрюковны (Кученей). Эта прекрасная снаружи, но неприятная внутри девушка имела плохой нрав, и, как считается, сильно испортила характер своего супруга. Пушкин не мог об этом не знать.
Тем не менее, даже если поэт использовал образ юной горянки, остается тайной, почему же он упомянул именно Шамаханскую царицу?
Шемаха – это одно из древнейших поселений Закавказья. Первые люди стали жить в ее окрестностях уже 2,5 тысячи лет назад. В дальнейшем тут находился один из крупных городов Кавказской Албании, а потом тут разместили столицу государства Ширван. Ширваншахи укрепляли и украшали свою резиденцию, и при них она стала одним из красивейших мест региона. В конце 15-го века тут делали хлопок и шелк, которыми торговали со всеми соседями.
В начале 16-го века Шемаха вошла в состав азербайджанского государства Сефевидов, которые объединили тюркские и иранские земли. Для них, как и для Русского царства, Османская империя являлась противником. Поэтому еще при Иване Грозном с Персией был заключен торговый и военный договор. Местные ткани стали активно продаваться на севере, и во времена Пушкина словосочетание «шемахинский шелк» – это был очень известный бренд. В начале 19-го века одноименные город и ханство были поглощены Российской империей. В то время больше употреблялось название Шамаха – как его произносят на тюркский манер. Именно поэтому у Александра Сергеевича царица – Шамаханская.
Но поэт выбрал это имя не только потому, что Шемаха являлась самым известным в России мусульманским городом. Дело в том, что восточная легенда, распространенная среди тюркских и иранских народов, рассказывает о деве-воительнице, которая была родом из этих мест.
Неподалеку от города во времена величия государства Ширван в 9-м веке была построена каменная крепость Гюлистан. Она не раз защищала столицу – хазары, арабы, варяги-русы и прочие недоброжелатели безуспешно пытались взять ее стены. Один из поздних владык цитадели вел упорную войну со своим соседом, и как-то раз для закрепления мира решил выдать за бывшего противника любимую дочь. Но девушка предпочла остаться целомудренной, а потому наложила на себя руки. Ее последним приютом стал небольшой холм, расположенный по соседству с башней.
В дальнейшем предание значительно усложнилось. Прекрасная дева Ширвана стала считаться строительницей Гюлистана и защитницей этой земли от врагов. В различных источниках ее называли по-разному: Ширван-кызы (собственно, «ширванская дева»), Гюлистан Хатун-Ханума («госпожа Гюлистана»), Амелек-Ханна («царица Анна»?). Пушкин назвал ее Шамаханской царицей.
Низами Гянджеви, один из величайших поэтов востока, стал одним из первых, кто написал на основе этих легенд большое художественное произведение. В его поэме «Искандер-наме» рассказано о сильно измененной судьбе Александра Македонского, который завоевал восток, отправился в Мекку, чтобы стать мусульманином, сражался с русами на Кавказе, чтобы спасти прекрасную царевну этой земли. Дева Ширвана вместе со своими амазонками упорно боролась за свою свободу и в итоге оказалась победительницей.
В более поздние времена легенда об этой красавицей уже являлась популярным восточным мотивом, классическим сюжетом для поэм или сказок. Какая-то из них могла вдохновить и Катенина, и его приятеля Пушкина.
#пушкин #азербайджан